Тонус языка у ребенка


Методическая разработка по логопедии на тему: Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж.

Круглый стол.

Тема выступления: «Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж».

Подготовил учитель-логопед Васькова И.П.

Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят

все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные

признаки, произносятся скаженно. Поработав некоторое время с таким ребёнком, у

которого автоматизация поставленных звуков занимает длительное время, можно, как

одну из причин, предположить стёртую форму дизартрии, при которой обычно

наблюдается  нарушение мышечного тонуса, гиперкинезы (только на высоком тонусе),  

гиперсаливация (причём ребёнок слюну не чувствует). Обычно, в 90% случаев, тонус

повышен (гипертонус), но также он может быть и снижен (гипотонус).

По утверждению многих специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодоле-нии проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных, например, логопедического массажа. Дифференциро-ванное применение различных приёмов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению произвольных, координиро-ванных движений органов артикуляции.Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При лёгком, медлен-ном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей.Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражимость массируе-мых тканей. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Артикуляционные мышцы, мышцы лица и шеи представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство, поэтому массаж должен охватывать все области, даже в тех случаях, когда диагностируется поражение мышц лишь на локальном участке. Логопедический массаж играет важную роль в коррекции различных речевых расстройств. Особенно он эффективен при исправлении нарушений произношения у детей с речевым диагнозом- дизартрия, ринолалия, заикание, а также с различными сопутствующими диагнозами -ПЭП в анамнезе (перинатальная энцефалопатия), ММД. Показанием к проведению логопедического массажа является изменение мышечного тонуса. При осмотре обратить внимание на положение головы относительно туловища, нет ли привычных ассиметричных поз. При осмотре лица обратить внимание на наличие сглаженности носогубной складки, опущение уголка рта, расширение или сужение глазной щели, на наличие приоткрытого рта, слюнотечение.

Осмотр кожных покровов. Выраженная бледность кожи может наблюдаться при плохом наполнении сосудов кожи, что часто сочетается с пониженным тонусом мышц. Синюшность кожных покровов губ, кончика носа, кончиков пальцев  рук указывает на выраженную недостаточность кровообращения.

Характеристика состояния мышечного тонуса в артикуляционном аппарате. Определение тонуса мускулатуры лучше проводить в положении ребёнка лёжа, при этом исследуемые мышцы должны быть максимально расслаблены.

  При нормальном тонусе мышца мягкая, упругая, эластичная, безболезненная.

 При повышенном тонусе (спастические состояния) - язык беспокоен, могут отмечаться гиперкинезы, которые усиливаются при высовывании языка из полости рта. Вне полости рта удержание языка затруднено, он толчкообразно уходит внутрь, в полость рта. Кончик языка не выражен (язык-кулачок), язык скользкий, как кол. Пассивные движения делаются с трудом.  Губы напряжены, плотно сомкнуты , удержание позы широко открытого рта затруднено. Лицо напряжено (как каменное) и гипомимично. Мягкое нёбо -повышен рвотный рефлекс.

 При пониженном тонусе (паретические состояния) - язык малоподвижный, вялый, дряблый, тонкий, плашмя лежит на дне ротовой полости, на ощупь как мочка уха. Наблюдается вялость движений, повышена истощаемость, имеются трудности удержания артикуляционной позы. Губы тонкие, вялые, углы губ опущены, нет полного смыкания, наблюдаются трудности выполнения таких артикуляционных движений, как “трубочка”, “поцелуй”, “улыбка». Рот приоткрыт. Жевание твёрдой пищи может быть затруднено. Лицо на ощупь вялое, как “кисель”. Малая активность мягкого нёба, возможна нозализация. Гиперсаливация при нагрузке и во время речи.

Мягкое нёбо - попёрхивания при еде и при питье, рвотного рефлекса  нет.

     

Часто встречается дистония - меняющийся характер мышечного тонуса -в покое мышцы расслаблены, а в речи – напряжены.

Часто встречается неоднородное распределение мышечного тонуса. Мышцы языка могут быть поражены в разной степени и в разных его частях. Одна группа мышц языка может быть спастична, а другая в состоянии пониженного тонуса. Эта разница особенно чётко проявляется при его активных движениях. При высовывании языка вперёд он может отклоняться в сторону (девиации). Отклонение всегда происходит в поражённую спастичную сторону.

 При поражении круговой мышцы рта с одной стороны угол рта может быть слегка опущен (понижение тонуса), что особенно заметно при выполнении упр. “улыбка”. Отмечаются трудности удержания позы на поражённой стороне. Часто наблюдается сглаженность носогубной складки на той же стороне.

При одностороннем поражении мышц мягкого нёба (понижении тонуса) маленький язычок отклоняется в сторону более сокращённых мышц, т.е. в здоровую сторону.

Патологическое состояние тонуса мышц артикуляционной мускулатуры сочетается с нарушениями подвижности артикуляционных  мышц (парезы, параличи), что выражается в нарушении звукопроизношения.

Следующее ниже описание поражения мышц наглядно показывает нарушения речевых навыков у детей, что даёт нам возможность, используя приёмы логопедического массажа, скорректировать и нормализовать мышечный тонус, тем самым создав предпосылки для более быстрой автоматизации поставленных звуков.

При поражении круговой мышцы рта нарушается правильное произношение звуков П, Б, М и их мягких вариантов и лабиализованных гласных О, У.

При недостаточной смычке круговой мышцы рта дети часто оглушают звуки («папушки» вместо «бабушки»).

При гипотонусе щёчной мышцы щёки будут парусить при произнесении шипящих, так как во время артикуляции щёчная мышца прижимает щёки к зубам.

При парезах мышц языка и шейных мышц нарушаются движения языка - язык трудно выдвинуть вперёд, оттягивать назад, совершать боковые движения. Нарушается произношение заднеязычных звуков К, Г, Х, а также чёткость произнесения гласных среднего и нижнего подъёма Э, О, А.

При поражении мышц языка с одной стороны характерно боковое произнесение ряда согласных.

При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает носовой оттенок.

При спастичности корня и спинки языка наблюдается палатализация (смягчение) звуков.

Если кончик языка в гипотонусе, а спинка и корень в норме – будет наблюдаться шипящий сигматизм (вместо «санки» будут «шанки»).

Если язык в гипотонусе, возможно межзубное произнесение свистящих (широкий язык вылезает), а может быть ребёнок просто не умеет удерживать позу «горка».

При выполнении тонизирующего массажа (пониженный тонус мышц) используются приёмы поглаживания, растирания, разминания и вибрации, ударные техники. При выполнении расслабляющего массажа (повышенный тонус мышц) используют приёмы поглаживания, лёгкая вибрация, лёгкое растирание.

Каждое движение повторяется 8-12 раз.

Основные приёмы массажа

1. Поглаживание: поверхностное, глубокое, граблеобразное.

Это обязательный приём, с которого начинается процедура. Движения производятся в различных направлениях - продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно, зигзагообразно. Его чередуют с другими приёмами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Вспомогательный тип поглаживания –щипцеобразный. Выполняется 1-2 или1-2-3-м пальцами. Применяется при массаже языка, губ.  При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус.

2. Растирание.

Этот приём проводится в области  отдельных мышечных групп. Рука не скользит по коже, а сдвигает её.  Этот приём выполняется в различных направлениях – прямолинейно, круговыми и спиралевидными движениями. При массаже языка и губ применяется щипцеобразное растирание. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц.

3. Разминание.

Этот приём проводится также в области отдельных мышечных групп. Массируемая рука выполняет 2-3 фазы фиксации, захват массируемой области: сдавление, сжима-ние, раскатывание, раздавливание. Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1-2-м или 1-3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки. Разминание максимально активизирует работу мышц, в наибольшей степени повышается тонус мышц.

4. Вибрация и поколачивание.

В логопедической практике этот приём используется редко.

Для выполнения вибрирующих движений на лице используется приём пунктирование. Движения подобны выбивание дроби на барабане.

Сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а слабая - снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов.

5. Плотное нажатие.

Это приём улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний .

Нельзя забывать, что не бывает с одной стороны лица тонус низкий, а с другой высокий! Если с одной стороны лица  гипо или гипертонус, то на другой норма или ближе к норме.В этом случае массаж делать так: где, например, губа больше спущена, больше движений, а с другой стороны 2-3 движения (так может быть, если у ребёнка парез лицевого нерва).

На языке же, наоборот, может быть на одной зоне гипотонус, а на другой гипертонус (например: на кончике высокий, на корне низкий и наоборот).Язык может отклоняться в сторону, так называемые девиации. Отклонение всегда в сторону поражения, гипертонуса, как бы резиночкой стягивается. Но очень редко может быть отклонение в сторону при гипотонусе. В любом случае нужно прощупать язык со здоровой стороны и поражённой и сравнить. При массаже языка в данном случае зону акцента делаем на поражённой стороне.

  Гипертонус языка хорошо снимает массаж мизинца на правой ноге ребёнка. Чтобы снизить рвотный рефлекс, неплохо сперва проделать эту процедуру, а потом заняться язычком.

  В любом случае, при высоком тонусе массаж делать не на локальных, поражённых тонусом участках, а полный сеанс, включающий шейно-воротниковую зону (спину, грудь, шею), лицо, дно полости рта – это подготовка к вторжению в ротовую полость ребёнка. И вот только после этого приступать к массажу языка!!!

 Для нормализации тонуса языка хорошо помогают чередование артикуляционных упражнений: «Блинчик» - «Иголочка».

nsportal.ru

Диагностика дизартрии. Как определить, что у ребенка дизартрия?

Диагностика дизартрии. Как определить, что у ребенка дизартрия?

Дизартрия – это речевое расстройство при котором нарушаются движения артикуляционного аппарата, а в следствии этого нарушается звукопроизношение, речь становиться мало разборчивая, смазанная и не четкая. Помимо звукопроизношения при дизартрии часто нарушается речевое дыхание, голос, темп, ритм и мелодичность речи.

Что нарушается при дизартрии:

1. Нарушается тонус артикуляционных мышц (губ, языка, мягкого неба, мышц лица). Тонус (напряжение мышц) при дизартрии может быть чрезмерно повышен, понижен или постоянно меняться.

Что Вы увидите, если у ребенка повышенный тонус:

Мышцы языка, губ, мягкого неба, лица, шеи и рук напряженны, активные движения артикуляционных мышц значительно ограничены.

Если попросить ребенка открыть рот язык отодвигается назад и принимает форму «горки» или же наоборот вытягивается вперед как «жало». При повышенном тонусе рта и губ – губы плотно сомкнуты, затрудняется произвольное открывание рта. Если тонус повышен только верхней губы – то рот приоткрывается и наблюдается повышенное слюноотделение.

Что Вы увидите, если у ребенка пониженный тонус:

Если попросить ребенка открыть рот язык становится распластанным в полости рта. Губы у ребенка вялые и не могут плотно смыкаться. В силу этого рот приоткрывается и может наблюдаться слюнотечение. Если ослаблены мягкого неба то голос принимает носовой оттенок.

Что Вы увидите, если у ребенка меняющейся тонус:

Если попросить ребенка открыть рот язык в полости рта дрожит. В состоянии покоя мышцы артикуляционного аппарата могут быть расслабленными, а при попытках речи напряжение резко увеличивается. Характерная особенность звукопроизношения при меняющимся тонусе – непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.

У детей с дизартрией тонус артикуляционных мышц часто бывает смешанный. Например в лицевой мускулатуре – повышенный, а в язычной – пониженный. В зависимости от характера тонуса логопед индивидуально подбирает логопедический массаж.

2. Нарушается подвижность артикуляционных мышц.

Как проверить подвижность артикуляционных мышц:

Попросите ребенка выполнить следующее упражнения, повторяя движения за Вами перед зеркалом. Каждое упражнение нужно выполнять поочередно, плавно и многократно без остановок 4-5 раз.

 Поочередно повторить движения - вытянуть губы вперед «трубочкой» и улыбнуться показать зубы. При этом зубы ребенка должны быть сомкнуты и движения совершаются одними губами.

 Открыть рот, вытянуть острый язык вперед, поднять его к верхней губе и опустить к нижней.

 Губы ребенка находятся в неширокой улыбке, язык должен легко достигать уголков рта.

Результаты проверки:

Если вы заметили один из признаков, значит у ребенка нарушена подвижность артикуляционных мышц.

 Ребенок выполняет движения с чрезмерной амплитудой или же наоборот с очень маленькой.

 Ребенок не может выполнить отдельные движения (Например, достать языком верхней губы).

 При выполнении одно движения оно сопровождается другим (Например, если попросить ребенка поднять язык к верху, то вслед за языком поднимается нижняя челюсть или же при движении языка влево и вправо, челюсть движется за языком).

 Мышцы ребенка быстро устают, он не может подряд 4-5 раз повторить одно и тоже движение.

3. Нарушается звукопроизношение.

При дизартрии нарушаются не один, а сразу несколько звуков.

4. Нарушается речевое дыхание.

Что вы увидите, если у ребенка нарушенное речевое дыхание?

 Речь ребенка затухает к концу фразы.

 Посреди фразы могут наблюдаться быстрые, короткие «задыхивания».

 Ребенок дышит слишком часто.

5. Нарушается голос.

Как при дизартрии может нарушаться голос:

Мнение, что детям свойственен тонкий голос заблуждение. На самом деле нормальный детский голос (и у девочек тоже), довольно низкий, звучит бархатно и чуть с хрипотцой. Нарушенный голос, часто звучит выше, чем должен быть и придает детской речи излишний налет «детскости».

6. Нарушается мелодичность и интонация голоса, ритм и темп речи.

Как проявляется нарушения мелодичности речи:

 Ребенок не может произвольно менять высоту тона.

 Речь ребенка монотонна.

 Речь ребенка слишком быстрая и мало понятная или же наоборот чересчур замедленная.

7. Слюнотечение.

Стекающая слюна из рта может быть выражена в разной степени. Слюнотечение может быть как постоянным, так и усиливаться при определенных условиях. Даже легкое слюнотечение, такое как увлажнение уголков рта во время речи, небольшое подтекание слюны может свидетельствовать о дизартрии.

infourok.ru

Диагностика дизартрии. Как определить, что у ребенка дизартрия? / DoctorNet.ru

Дизартрия – это речевое расстройство, при котором нарушаются движения артикуляционного аппарата, а вследствие этого нарушается звукопроизношение, речь становиться мало разборчивая, смазанная и не четкая. Помимо звукопроизношения при дизартрии часто нарушается речевое дыхание, голос, темп, ритм и мелодичность речи.

Что нарушается при дизартрии:

1. Нарушается тонус артикуляционных мышц (губ, языка, мягкого неба, мышц лица). Тонус (напряжение мышц) при дизартрии может быть чрезмерно повышен, понижен или постоянно меняться.

Что Вы увидите, если у ребенка повышенный тонус:

Мышцы языка, губ, мягкого неба, лица, шеи и рук напряженны, активные движения артикуляционных мышц значительно ограничены.

Если попросить ребенка открыть рот язык отодвигается назад и принимает форму «горки» или же наоборот вытягивается вперед как «жало». При повышенном тонусе рта и губ – губы плотно сомкнуты, затрудняется произвольное открывание рта. Если тонус повышен только верхней губы – то рот приоткрывается и наблюдается повышенное слюноотделение.

Что Вы увидите, если у ребенка пониженный тонус:

Если попросить ребенка открыть рот язык становится распластанным в полости рта. Губы у ребенка вялые и не могут плотно смыкаться. В силу этого рот приоткрывается и может наблюдаться слюнотечение. Если ослаблены мышцы мягкого неба, то голос принимает носовой оттенок.

Что Вы увидите, если у ребенка меняющейся тонус:

Если попросить ребенка открыть рот язык в полости рта дрожит. В состоянии покоя мышцы артикуляционного аппарата могут быть расслабленными, а при попытках речи напряжение резко увеличивается. Характерная особенность звукопроизношения при меняющемся тонусе – непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.

У детей с дизартрией тонус артикуляционных мышц часто бывает смешанный. Например, в лицевой мускулатуре – повышенный, а в язычной – пониженный. В зависимости от характера тонуса логопед индивидуально подбирает логопедический массаж.

2. Нарушается подвижность артикуляционных мышц.

Как проверить подвижность артикуляционных мышц:

Попросите ребенка выполнить следующее упражнения, повторяя движения за Вами перед зеркалом. Каждое упражнение нужно выполнять поочередно, плавно и многократно без остановок 4-5 раз.

  • Поочередно повторить движения - вытянуть губы вперед «трубочкой» и улыбнуться показать зубы. При этом зубы ребенка должны быть сомкнуты и движения совершаются одними губами.
  • Открыть рот, вытянуть острый язык вперед, поднять его к верхней губе и опустить к нижней.
  • Губы ребенка находятся в неширокой улыбке, язык должен легко достигать уголков рта.

Результаты проверки:

Если вы заметили один из признаков, значит у ребенка нарушена подвижность артикуляционных мышц.

  • Ребенок выполняет движения с чрезмерной амплитудой или же, наоборот, с очень маленькой.
  • Ребенок не может выполнить отдельные движения (Например, достать языком верхней губы).
  • При выполнении одно движения оно сопровождается другим (Например, если попросить ребенка поднять язык к верху, то вслед за языком поднимается нижняя челюсть или же при движении языка влево и вправо, челюсть движется за языком).
    • Мышцы ребенка быстро устают, он не может подряд 4-5 раз повторить одно и то же движение.

3. Нарушается звукопроизношение.

При дизартрии нарушаются не один, а сразу несколько звуков.

4. Нарушается речевое дыхание.

Что вы увидите, если у ребенка нарушенное речевое дыхание?

  • Речь ребенка затухает к концу фразы.
  • Посреди фразы могут наблюдаться быстрые, короткие «задыхивания».
  • Ребенок дышит слишком часто.

5. Нарушается голос.

Как при дизартрии может нарушаться голос:

Мнение, что детям свойственен тонкий, писклявый голос заблуждение. На самом деле нормальный детский голос (и у девочек тоже), довольно низкий, звучит бархатно и чуть с хрипотцой. Нарушенный голос, часто звучит выше, чем должен быть и придает детской речи излишний налет «детскости».

6. Нарушается мелодичность и интонация голоса, ритм и темп речи.

Как проявляется нарушения мелодичности речи:

  • Ребенок не может произвольно менять высоту тона.
  • Речь ребенка монотонна.
  • Речь ребенка слишком быстрая и малопонятная или же наоборот чересчур замедленная.

7. Слюнотечение.

Стекающая слюна изо рта может быть выражена в разной степени. Слюнотечение может быть как постоянным, так и усиливаться при определенных условиях. Даже легкое слюнотечение, такое как увлажнение уголков рта, во время речи, небольшое подтекание слюны может свидетельствовать о дизартрии.

doctornet.ru

ЛОГОПЕД.РУ: Рекомендации по расслаблению мышц артикуляционного аппарата у детей с “дизартрическим компонентом”.

Рекомендации по расслаблению мышц артикуляционного аппарата у детей с “дизартрическим компонентом”.

Колесова С.В., учитель-логопед МКДОУ “Детский сад № 145” комбинированного вида г. Дзержинск Нижегородской обл.

В настоящее время у многих детей, посещающих логопедическую группу для детей с ТНР, в логопедическом диагнозе присутствует “дизартрический компонент”. Причины такого заключения имеют неврологическую природу, работа по преодолению “дизартрического компонента” комплексная, длительная.

Один из аспектов работы - нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Чаще всего присутствует гипертонус языка, наблюдается мышечная дистония (неравномерное распределение тонуса оральной мускулатуры). Для нормализации тонуса используются разные приёмы: массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика, разные виды релаксации. Основную работу проводит логопед, воспитатель закрепляет результат, выполняя задания логопеда. Очень важно научить родителей элементарным, но очень важным приёмам расслабления, чтобы выполнение рекомендаций для работы дома, дополнительных заданий было эффективным.

Рекомендации по расслаблению мышц артикуляционного аппарата.

  1. Перед выполнением упражнений артикуляционной гимнастики выполнить несколько глубоких вдохов (через нос) и выдохов (через рот), но не больше 5 раз.
  2. Выполняйте следующее упражнение: ребёнку нужно открыть рот, высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Оставаясь в таком положении, поднести к подбородку пустой пузырёк (держать его вертикально), вдохнуть носом и, выдыхая через рот, на язык, добиться “гудения воздуха” в пузырьке.
  3. ! Языком пузырька не касаться, выполнять не больше 5 раз.

  4. Если наблюдаются признаки усталости:

- нарушается чёткость произношения, хотя ребёнок старается;

- видны признаки мышечной усталости:

а) потемнение кожи в области носогубного треугольника;

б) дыхание становится прерывистым, преобладает ротовое;

в) ребёнку трудно удерживать артикуляционные позы, которые он раньше выполнял легко и правильно;

НЕОБХОДИМО:

Во время выполнения речевых заданий для отработки правильного произношения использовать приёмы расслабляющего самомассажа:

- поглаживание щёк ладонями по направлению от ушей к уголкам рта;

- упражнение для языка “Накажем непослушный язычок”: открыть рот, положить язык на нижнюю губу, приговаривая “пя-пя-пя”, пошлёпывать язык губами;

- поглаживание шеи (по центру) сверху-вниз.

Во время выполнения речевых заданий для отработки правильного произношения использовать приёмы расслабляющего массажа:

- поглаживание языка, лежащего на нижней губе, при широко открытом рте, широкой частью ручки ложки по направлению от корня к центру;

- ритмичным качающим движением массировать подъязычную ямку (на стыке нижней челюсти и шеи), при закрытом рте ребёнка.

Если при использовании перечисленных выше приёмов у ребёнка появляется саливация (слюнотечение), которая раньше не наблюдалась, необходимо:

- при вытирании слюны растирать её по лицу, а просто “примакивать” надавливающим движением;

- сообщить логопеду, занимающемуся с ребёнком.

Желаем успехов!

www.logoped.ru

Предварительная диагностика состояния мышечного тонуса у ребенка с дизартрией.

Основные критерии диагностики:

Ø снижение объема тонких дифференцированных движений языка, недостаточная подвижность кончика языка (не загибается вверх), смещение языка в ту или иную сторону в вытянутом положении, тремор, дергание, и его насильственные движения.

Ø  присутствие содружественных движений языка и других частей тела. При движении вверх двигаются пальцы рук, нижняя челюсть.

Ø  замедленный темп движений артикуляционного аппарата.

Ø  сложности в переключении с одной артикуляционной позы на другую.

Ø  грубое нарушение звукопроизношения и длительный процесс автоматизации звуков.

Ø  нарушение выразительности, темпа и модуляции голоса.

 В ряде случаем для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают так называемые функциональные пробы.

Проба 1. Открыть рот, высунуть широкий язык из полости рта и держать его ровно несколько секунд распластанным на нижней губе. В это же время ребенок должен глазами следить за движущимся сбоку предметом. Если язык отклоняется в сторону перемещающегося предмета вместе с движением глаз, это проявление дизартрии.

 Проба 2. Ребенок выполняет качающиеся из стороны в сторону, вверх, вниз движения языком, в это же время нужно положить руку на его шею. Если даже при слабых движениях языка зафиксировано напряжение в мышцах шеи или запрокидывание головы, проба является положительной.

Изучение мимической моторики

Одним из важных этапов диагностики является изучение мимической моторики. Дизартрики затруднятся поднять брови, сморщить нос, прищурить глаза, надуть щеки. Для обследования детей с речевыми нарушениями обычно используются тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца, адаптированные в соответствии с возрастом ребенка.

Используются следующие упражнения:

1.            Поднять брови («Удивление»).

2.            Сомкнуть веки, сначала слегка, потом плотно.

3.            Прищурить глаза.

4.            Сжать губы.

5.            Вытянуть губы в трубочку.

6.            Открыть рот, как при произнесении звук «О».

7.            Надуть щеки (Хомяк»).

8.            Оскалить зубы, как при произнесении звука «И».

9.            Сжать зубы («Заборчик»).

10.        Подуть вытянутыми губами.

  Если ребенок выполняет движения с высокой амплитудой или наоборот, очень медленно, затрудняется в выполнении части движений, например, не может поднять язык вверх, или вместе с языком начинают двигаться руки, нижняя челюсть, ребенок устает и не может выполнить подряд одно и то же движение, это свидетельствует о наличии дизартрии. Кроме того при дизартрии нарушается речевое дыхание и голосообразование. Голос угасает к концу фразы, посередине фразы ребенок вдруг начинает задыхаться. Речь монотонна, замедленна, с частой сменой модуляции голоса и высоты тона. Во время речи наблюдается подтекание слюны.

 При обследовании детей с дизартрией особое внимание обращается на состояние артикуляторной моторики в покое, при мимических и общих движениях, прежде всего артикуляционных. При этом отмечаются не только основные характеристики самих движений (их объём, темп, плавность, переключаемость, истощаемость и т. д., но и точность и соразмерность движений, состояние мышечного тонуса в речевой мускулатуре, наличие насильственных движений и оральных синкинезий.

Нарушается тонус артикуляционных мышц (губ, языка, мягкого неба, мышц лица). Тонус (напряжение мышц) при дизартрии может быть чрезмерно повышен, понижен или постоянно меняться.

Что Вы увидите, если у ребенка повышенный тонус:

Мышцы языка, губ, мягкого неба, лица, шеи и рук напряженны, активные движения артикуляционных мышц значительно ограничены.

Если попросить ребенка открыть рот язык отодвигается назад и принимает форму «горки» или же наоборот вытягивается вперед как «жало». При повышенном тонусе рта и губ – губы плотно сомкнуты, затрудняется произвольное открывание рта. Если тонус повышен только верхней губы – то рот приоткрывается и наблюдается повышенное слюноотделение.

Что Вы увидите, если у ребенка пониженный тонус:

Если попросить ребенка открыть рот язык становится распластанным в полости рта. Губы у ребенка вялые и не могут плотно смыкаться. В силу этого рот приоткрывается и может наблюдаться слюнотечение. Если ослаблены мышцы мягкого неба, то голос принимает носовой оттенок.

Что Вы увидите, если у ребенка меняющейся тонус:

Если попросить ребенка открыть рот язык в полости рта дрожит. В состоянии покоя мышцы артикуляционного аппарата могут быть расслабленными, а при попытках речи напряжение резко увеличивается. Характерная особенность звукопроизношения при меняющемся тонусе – непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.

У детей с дизартрией тонус артикуляционных мышц часто бывает смешанный. Например, в лицевой мускулатуре – повышенный, а в язычной – пониженный. В зависимости от характера тонуса логопед индивидуально подбирает логопедический массаж.

students-library.com

Гипертонус у ребенка – все причины и лучшее лечение

На протяжении первых месяцев жизни у детей могут возникнуть разные патологии, например, гипертонус у ребенка. Если проблема кратковременная, то это несерьезно, но если мышечное напряжение сохраняется долгое время, то важно обратиться к врачу и приступить к лечению, чтобы не усугубить состояние.

Что это такое гипертонус?

Под этим термином понимают нарушения мышечного тонуса, которые выражаются в перенапряжении мышц. Подобная проблема указывает на наличие определенных нарушений нервной системы. Стоит заметить, что повышенный тонус мышц у ребенка – распространенное отклонение, которое наблюдается практически у всех новорожденных, а все из-за продолжительного нахождения ребенка в позе эмбриона в утробе матери. Гипертонус может быть полным, охватывать и руки, и ноги или же распространяться только на верхние или нижние конечности.

Есть определенные тесты, которые помогают врачу диагностировать проблему. Их можно использовать для домашнего контроля:

  1. Рефлекс ходьбы. Во время нахождения малыша в вертикальном положении он стремится делать шаги. Если гипертонус у ребенка отсутствует, то эта способность пропадает после достижения возраста в 2 мес.
  2. Симметрия рефлексов. Положите чадо на спину и прижмите ему подбородок к груди. После этого нужно наблюдать за конечностями: верхние должны сгибаться, а нижние – разгибаться. Если голову наклонить вправо, конечности, находящие с этого бока должна выпрямляться, а с другого – стать напряженными. При наклоне влево происходит все наоборот. Когда все в норме, такой рефлекс исчезает через три месяца.
  3. Способность к тонусу. Положите малыша на живот, и он должен при этом поджать конечности. При нахождении на спине наблюдается расслабление рук и ног. Эта способность исчезает после трех месяцев.
  4. Ребенок располагается на руке лицом вниз. Во время нахождения в этой позе должно быть сокращение рук и расслабление ног. При нормальном состоянии голова и спина будут вытянуты в одну линию.

Гипертонус – причины

Существует определенный ряд причин, которые могут спровоцировать мышечное напряжение у детей:

  1. Наличие заболеваний, связанных с эндокринной и сердечно-сосудистой системой во время беременности.
  2. Гипертонус мышц у ребенка может быть вызван хромосомными аномалиями и врожденными заболеваниями.
  3. Травмы, полученные во время рождения, или выраженная внутриутробная гипоксия.
  4. Отклонения в развития и пороки головного и спинного мозга.
  5. Нахождение беременной женщины в стрессовом состоянии в течение первого периода и плохая экологическая обстановка.
  6. Сильный токсикоз на протяжении первого или последнего триместра, а еще курение и употребление алкоголя во время вынашивания, что могло стать причиной интоксикации.
  7. Гипертонус у ребенка может быть вызвать инфекционными заболеваниями, например, менингитом и энцефалитом, а еще травмами.

Гипертонус у детей до года

Больше всего напряженность в мышцах заметна на первом месяце жизни. Важно понимать, что если ребенок старше месяца, находясь на животе, поворачивает голову в разные стороны, а ножками пытается ползти, это не патология, а свидетельства его нормально развития. Не является симптомом гипертонуса и желание малыша часто держать голову. Если родители правильно ухаживают за своим чадом, выполняют все предписания, то повышенный тонус мышц у младенца должен пройти, и к полугоду проблема в большинстве случаев полностью исчезает. В противном случае обязательно обратитесь к врачу.

Гипертонус у детей после года

Если родители не предприняли шагов, чтобы снять у малыша напряжение мышц, то ситуация будет только усугубляться. После года ребенок будет начинать пытаться ходить и с этим у него будут проблемы. К трем годам отклонения выражаются в ходьбе на цыпочках и нарушении мелкой моторики рук. Мышечный гипертонус у детей к пятилетнему возрасту может стать причиной возникновения многих проблем, например, отставание в развитии, а более сложных ситуациях может быть даже установлена инвалидность.

Как определить гипертонус у ребенка?

Родители должны внимательно следить за состоянием ребенка, чтобы определить симптомы мышечного напряжения вовремя, поскольку они могут быть указанием на наличие серьезного неврологического заболевания.

  1. Малыш спит мало и беспокойно, причем при нахождении на спине он поджимает руки и ноги.
  2. Во время плача ребенка запрокидывает назад голову и сильно выгибается. Кроме этого, наблюдается дрожание подбородка.
  3. Описывая симптомы гипертонуса у ребенка, стоит упомянуть и о частых срыгиваниях и болезненной реакции на разные раздражители, например, свет и звук.
  4. До исполнения месяца ребенок уже удерживает голову и это не признак быстрого развития, а симптом напряжения мышц, что заставляет его выгибать шею и спину вперед.

Гипертонус ног у ребенка

Если у малыша ножки часто согнуты, а при попытке развести чувствуется сильное напряжение и ребенок плачет, то это плохой знак. Гипертонус ножек у ребенка проявляется и в том, что во время становления малыша на ножки, он опирается не на полную стопу, а на носочки. Если ничего не делать, что ситуация будет усугубляться и это будет влиять на скорость развития двигательной активности. Дети начинают позже ползать и ходить. При наличии гипертонуса ног категорически противопоказаны ходунки и прыгунки, поскольку они будут усиливать мышечное напряжение.

Гипертонус рук у ребенка

Проблема в руках выражается в том, что малыш часто прижимает их к груди, а при разведении конечностей будет наблюдаться сопротивление. Описывая, признаки гипертонуса у новорожденных, стоит упомянуть еще один симптом – руки постоянно зажаты в кулачки. В большинстве случае такие симптомы наблюдаются при физиологическом гипертонусе, то есть проблема должна пройти. Если же мышечная напряженность сохраняется долго. Тогда нужно обратиться к врачу, чтобы начать лечение.

Гипертонус языка у ребенка

В некоторых случаях встречается мышечное напряжение артикуляционных мышц: языка, губ, неба и мышц лица. Чтобы определить повышен тонус языка у ребенка или нет, попросите его открыть рот и если проблема есть, то язык будет двигаться назад и становиться «горой» или же, наоборот, вытягиваться вперед. Если напряжение в области рта и губ, то они плотно смыкаются, и будет наблюдаться затруднение произвольного открывания рта. Когда повышен тонус верхней губы, то рот будет приоткрытым и возникнет повышенное слюноотделение.

Что делать при повышенном тонусе у ребенка?

При обнаружении неприятных симптомов необходимо обратиться к врачу, чтобы тот определил точный диагноз. Родители должны всерьез отнестись к задаче – привести в норму функционирование нервной системы. Лечение гипертонуса у новорожденных несложное и может включать расслабляющий массаж, гимнастику, успокаивающие ванночки, ароматерапию и физиопроцедуры. Конкретные и подходящие для ребенка процедуры определяет только врач после проведения обследования.

Как снять гипертонус у ребенка?

Для стимуляции двигательной активности и нормализации мышечной работы, рекомендовано использовать гимнастику. Важна регулярность тренировок и делать упражнения можно даже несколько раз в течение дня. Гимнастика не должна вызывать дискомфорт у малыша. Если обнаружен гипертонус у ребенка, то помогут такие упражнения:

  1. Положите ребенка на спину и начните с расслабляющих массажных движений. После этого плавно без резких движений разгибайте конечности, а затем потряхивайте ими, беря ребенка за пальчики.
  2. Если наблюдается повышенный тонус у ребенка, то поможет знакомая ему поза эмбриона. Для этого ножки и ручки грудничка согните и плотно прижмите к телу. Рекомендуется чередовать это упражнение с потряхиванием конечностей.
  3. Ребенок удерживается в вертикальном положении так, чтобы его стопы касались пола, причем они должны ровно лежать всей поверхностью. Ведите его так, чтобы ножки выполняли шаги со скольжением.
  4. Уложите ребенка животом на мяч, который не должен быть слишком большим. Покачивайте его в разные стороны, придерживая за ручки и ножки.

Массаж при гипертонусе мышц у ребенка

Существуют разные виды массажей, главная цель которых – расслабить мышечное напряжение и снять спазм. Важно выбирать щадящие методики, учитывающие возраст и анатомические особенности ребенка. Массаж от гипертонуса у ребенка лучше доверить профессионалу, но если нет такой возможности, тогда можно делать его самостоятельно, но после консультации с врачом. Курс должен включать 10-15 сеансов и при необходимости его повторяют спустя месяц. Самостоятельно можно выполнять такие движения:

  1. Поглаживание пальцев на руке и ноге. Движения будут похожи на те, как при надевании перчаток.
  2. Поглаживания, двигаясь от плечевого сустава до ладони. Важно во время этого пропускать зону локтевого сгиба.
  3. Поглаживания бедер, голеней и стоп, но при этом аккуратно воздействовать нужно на зону коленных суставов, паха и внутренней части бедер.
  4. Растирания круговыми движениями нижних и верхних конечностей, спины и живота. Важно делать это после поглаживаний.
  5. Что касается стоп, то движения следует совершать от пятки к пальцам. Еще одно движение – рисование восьмерки на стопе, начиная с основания пальцев, перекрещивание в центре и заканчивая на пятке.

 

womanadvice.ru

«Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж».

«Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж».

Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят

все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные

признаки, произносятся скаженно. Поработав некоторое время с таким ребёнком, у

которого автоматизация поставленных звуков занимает длительное время, можно, как

одну из причин, предположить стёртую форму дизартрии, при которой обычно

наблюдается нарушение мышечного тонуса, гиперкинезы (только на высоком тонусе),

гиперсаливация (причём ребёнок слюну не чувствует). Обычно, в 90% случаев, тонус

повышен (гипертонус), но также он может быть и снижен (гипотонус).

По утверждению многих специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодоле-нии проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных, например, логопедического массажа. Дифференциро-ванное применение различных приёмов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению произвольных, координиро-ванных движений органов артикуляции. Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При лёгком, медлен-ном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей.Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражимость массируе-мых тканей. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Артикуляционные мышцы, мышцы лица и шеи представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство, поэтому массаж должен охватывать все области, даже в тех случаях, когда диагностируется поражение мышц лишь на локальном участке. Логопедический массаж играет важную роль в коррекции различных речевых расстройств. Особенно он эффективен при исправлении нарушений произношения у детей с речевым диагнозом- дизартрия, ринолалия, заикание, а также с различными сопутствующими диагнозами -ПЭП в анамнезе (перинатальная энцефалопатия), ММД. Показанием к проведению логопедического массажа является изменение мышечного тонуса. При осмотре обратить внимание на положение головы относительно туловища, нет ли привычных ассиметричных поз. При осмотре лица обратить внимание на наличие сглаженности носогубной складки, опущение уголка рта, расширение или сужение глазной щели, на наличие приоткрытого рта, слюнотечение.

Осмотр кожных покровов. Выраженная бледность кожи может наблюдаться при плохом наполнении сосудов кожи, что часто сочетается с пониженным тонусом мышц. Синюшность кожных покровов губ, кончика носа, кончиков пальцев  рук указывает на выраженную недостаточность кровообращения.

Характеристика состояния мышечного тонуса в артикуляционном аппарате. Определение тонуса мускулатуры лучше проводить в положении ребёнка лёжа, при этом исследуемые мышцы должны быть максимально расслаблены.

При нормальном тонусе мышца мягкая, упругая, эластичная, безболезненная.

При повышенном тонусе (спастические состояния) - язык беспокоен, могут отмечаться гиперкинезы, которые усиливаются при высовывании языка из полости рта. Вне полости рта удержание языка затруднено, он толчкообразно уходит внутрь, в полость рта. Кончик языка не выражен (язык-кулачок), язык скользкий, как кол. Пассивные движения делаются с трудом. Губы напряжены, плотно сомкнуты , удержание позы широко открытого рта затруднено. Лицо напряжено (как каменное) и гипомимично. Мягкое нёбо -повышен рвотный рефлекс.

 При пониженном тонусе (паретические состояния) - язык малоподвижный, вялый, дряблый, тонкий, плашмя лежит на дне ротовой полости, на ощупь как мочка уха. Наблюдается вялость движений, повышена истощаемость, имеются трудности удержания артикуляционной позы. Губы тонкие, вялые, углы губ опущены, нет полного смыкания, наблюдаются трудности выполнения таких артикуляционных движений, как “трубочка”, “поцелуй”, “улыбка». Рот приоткрыт. Жевание твёрдой пищи может быть затруднено. Лицо на ощупь вялое, как “кисель”. Малая активность мягкого нёба, возможна нозализация. Гиперсаливация при нагрузке и во время речи.

Мягкое нёбо - попёрхивания при еде и при питье, рвотного рефлекса нет.

Часто встречается дистония - меняющийся характер мышечного тонуса -в покое мышцы расслаблены, а в речи – напряжены.

Часто встречается неоднородное распределение мышечного тонуса. Мышцы языка могут быть поражены в разной степени и в разных его частях. Одна группа мышц языка может быть спастична, а другая в состоянии пониженного тонуса. Эта разница особенно чётко проявляется при его активных движениях. При высовывании языка вперёд он может отклоняться в сторону (девиации). Отклонение всегда происходит в поражённую спастичную сторону.

 При поражении круговой мышцы рта с одной стороны угол рта может быть слегка опущен (понижение тонуса), что особенно заметно при выполнении упр. “улыбка”. Отмечаются трудности удержания позы на поражённой стороне. Часто наблюдается сглаженность носогубной складки на той же стороне.

При одностороннем поражении мышц мягкого нёба (понижении тонуса) маленький язычок отклоняется в сторону более сокращённых мышц, т.е. в здоровую сторону.

Патологическое состояние тонуса мышц артикуляционной мускулатуры сочетается с нарушениями подвижности артикуляционных  мышц (парезы, параличи), что выражается в нарушении звукопроизношения.

Следующее ниже описание поражения мышц наглядно показывает нарушения речевых навыков у детей, что даёт нам возможность, используя приёмы логопедического массажа, скорректировать и нормализовать мышечный тонус, тем самым создав предпосылки для более быстрой автоматизации поставленных звуков.

При поражении круговой мышцы рта нарушается правильное произношение звуков П, Б, М и их мягких вариантов и лабиализованных гласных О, У.

При парезах мышц языка и шейных мышц нарушаются движения языка - язык трудно выдвинуть вперёд, оттягивать назад, совершать боковые движения. Нарушается произношение заднеязычных звуков К, Г, Х, а также чёткость произнесения гласных среднего и нижнего подъёма Э, О, А.

При поражении мышц языка с одной стороны характерно боковое произнесение ряда согласных.

При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает носовой оттенок.

При спастичности корня и спинки языка наблюдается палатализация (смягчение) звуков.

При выполнении тонизирующего массажа (пониженный тонус мышц) используются приёмы поглаживания, растирания, разминания и вибрации, ударные техники.

При выполнении расслабляющего массажа (повышенный тонус мышц) используют приёмы поглаживания, лёгкая вибрация, лёгкое растирание.

Каждое движение повторяется 8-12 раз.

Основные приёмы массажа

1. Поглаживание: поверхностное, глубокое, граблеобразное.

Это обязательный приём, с которого начинается процедура. Движения производятся в различных направлениях - продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно, зигзагообразно. Его чередуют с другими приёмами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Вспомогательный тип поглаживания –щипцеобразный. Выполняется 1-2 или1-2-3-м пальцами. Применяется при массаже языка, губ.  При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус.

2. Растирание.

Этот приём проводится в области  отдельных мышечных групп. Рука не скользит по коже, а сдвигает её.  Этот приём выполняется в различных направлениях – прямолинейно, круговыми и спиралевидными движениями. При массаже языка и губ применяется щипцеобразное растирание. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц.

3. Разминание.

Этот приём проводится также в области отдельных мышечных групп. Массируемая рука выполняет 2-3 фазы фиксации, захват массируемой области: сдавление, сжима-ние, раскатывание, раздавливание. Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1-2-м или 1-3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки. Разминание максимально активизирует работу мышц, в наибольшей степени повышается тонус мышц.

4. Вибрация и поколачивание.

В логопедической практике этот приём используется редко.

Для выполнения вибрирующих движений на лице используется приём пунктирование. Движения подобны выбивание дроби на барабане.

Сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а слабая - снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов.

5. Плотное нажатие.

Это приём улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний.

Массаж лучше делать логопеду, который прошёл специальные курсы, но и без курсов можно пользоваться элементами массажных приёмов для нормализации тонуса мышечного аппарата

infourok.ru

Если у вашего ребенка стертая форма дизартрии.

В ЦПК к логопеду приходит много детей с ОВЗ. Большинство из них имеют диагноз – дизартрия, но выглядят они вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык. В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.

Признаки стертой дизартрии.

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из  заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].

             У многих детей  наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.

Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Ручной логопедический массаж.

При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:

  1. Стоя перед ребенком, устанавливаем два пальца, указательный и средний, под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка (5-6 раз). Для укрепления мышц щек – движения производятся в обратную сторону от центра подбородка к мочкам ушей.
  2. Указательным и средним пальцами для достижения эффекта расслабления производим спиралевидные движения с легким нажатием от мочек к крыльям носа. Обратное движение – эффект сжатия.
  3. Устанавливаем пальцы кисти у висков и плавными скользящими движениями двигаемся к центру лба, где производим легкое нажатие, как точка. Важно, чтобы пальцы были упругие, округлые и пружинили. Достигается эффект расслабления, обратного эффекта в практике не встречается. Это упражнение лучше делать, стоя за спиной ребенка.
  4. Для достижения эффекта расслабления: пальцы кистей устанавливаются у волосяной зоны на подушечки, (стоя перед ребенком), начинаем скользящие движения по лбу вниз к бровям с сильным нажатием. У бровей пальцы расходятся, стремясь охватить все лицо. Осуществляется резкий бросок кистей рук по лицу к шее, при этом подушечки касаются лица. Возможен захват шеи.
  5. Большие пальцы устанавливаем у переносицы (стоять перед ребенком), продавливаем и начинаем движения вокруг глаз, сначала двигаясь к нижней части бровей и краям глаз и возвращаясь к переносице, ориентир – кость на переносице. На мягкой части пальцы не должны соскальзывать, нажатия должны быть интенсивными.

Для расслабления губ используем следующие упражнения:

  1. Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти – отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).
  2. Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.
  3. Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.
  4. Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону – «Арлекино».

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.

Коррекционно-педагогическая работа.

На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.

— Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто»: высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.

— Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье»: облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.

«Почистим зубки» — проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.

«Маляр» — проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.

— При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани»: произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.

            Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так. Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.

 

cpc.tomsk.ru

Материал по коррекционной педагогике по теме: Состояние мышечного тонуса при речевых нарушениях в таблице.

Состояние мышечного тонуса

Мышцы

Дополнительная симптоматика

языка

губ

жевательные

мягкого нёба

мимические

Повышен резко

Язык напряжён, оттянут кзади, положение в ротовой полости «комком». Кончик языка не выражен. Все движения резко ограничены. Выполнение артикуляционных поз невозможно.

Спастически напряжены, плотно сомкнуты. Выполнение движения затруднено.

Напряжены, удержание позы открытого рта значительно затруднено.

Мягкое нёбо сокращено, маленький язычок подтянут кверху. Мягкое нёбо резко реагирует на попытку прикосновения к нему шпателем. Рвотный рефлекс резко повышен. Возможна назализация.

Лицо напряжено и гипомимично.

Незначительная саливация при нагрузке.

Повышен нерезко

В ротовой полости язык беспокоен, могут отмечаться гиперкинезы, которые усиливаются при высовывании языка из полости рта. Вне полости рта удержание языка затруднено, он толчкообразно уходит внутрь. Удержание и выполнение артикуляционных поз затруднено.

Выполнение движений может быть затруднено.

Напряжены, удержание позы широко открытого рта затруднено.

Повышен рвотный рефлекс.

Мимика бедная.

-

Понижен резко

Язык лежит плашмя на дне ротовой полости, тонкий, бледный, может быть исчерчен белыми полосками в связи с атрофией некоторых мышечных волокон. Движения резко ограничены, артикуляционные позы не удерживает.

Губы истончены, углы рта опущены, нередко асимметричны, нет полного смыкания губ. Отсутствуют артикуляционные движения.

Рот постоянно приоткрыт за счёт поражения жевательных мышц. Жевание твёрдой пищи затруднено.

Мягкое нёбо провисает, маленький язычок может касаться корня языка. В речи выраженная назализация. Во время приёма пищи и питья характерно попёрхивание.

Лицо амимично, слегка одутловато.

Выраженная гиперсаливация.

Понижен нерезко

Язык малоподвижный. Наблюдается вялость движений, снижена сила, точность движений, повышена истощаемость, имеются трудности удержания артикуляционной позы.

Губы вялые, наблюдаются трудности выполнения таких артикуляционных проб, как «трубочка», «поцелуй», «улыбка».

Жевание и откусывание твёрдой пищи могут быть затруднены.

Малая активность мягкого нёба, возможна назализация.

Мимика невыразительная, вялая.

Гиперсаливация при нагрузке и во время речи.

Неоднородное распределение мышечного тонуса

Мышцы языка могут быть поражены в разной степени в разных частях. Одна группа мышц языка может быть спастична, а другая в состоянии пониженного тонуса. Эта разница особенно чётко проявляется при его активных движениях. При высовывании языка вперёд он может отклоняться в сторону. Отклонение происходит всегда в более поражённую сторону за счёт преобладания активных движений мышц на здоровой стороне.

При поражении круговой мышцы рта с одной стороны угол рта может быть слегка опущен (понижение тонуса), что особенно заметно при выполнении пробы «улыбка». Отмечаются трудности удержания позы на поражённой стороне. Часто наблюдается сглаженность носогубных складок на той же стороне.

При  поражении (понижении тонуса) жевательных мышц с одной стороны открывание рта вызывает отклонение челюсти в поражённую сторону.

При одностороннем поражении мышц мягкого нёба (понижении тонуса) маленький язычок отклоняется в сторону более сокращённых мышц, т.е. в здоровую сторону.

Наблюдается асимметрия в выполнении мимических движений.

Возможна гиперсаливация при нагрузке и во время речи.

nsportal.ru

Состояние мышечного тонуса у детей с дизартрией. — Студопедия.Нет

При тяжелой степени (анартрия) отмечается полная неподвижность артикуляционной мускулатуры.
При средней тяжести (выраженная псевдобульбарная дизартрия) возможна подвижность отдельных мышечных групп и некоторая артикуляция звуков.
Легкая степень дизартрии (стертая дизартрия) характеризуется нерезко выраженной неврологической симптоматикой, смазанностью, назализацией, имеются парезы отдельных мышечных групп, сопровождающиеся нечетким звукопроизношением.

. Выделяют следующие  формы в артикуляционной мускулатуре:
– спастичность артикуляционных мышц (постоянное повышение тонуса в языке, губах, лицевой, шейной мускулатуре). Характерна палатализация; гипотония (понижение мышечного тонуса). Признаки – гиперсаливация, назализация из-за гипотонии мышц мягкого неба, затруднена палатализация;
– дистония (меняющийся характер мышечного тонуса): в покое – низ-кий мышечный тонус в артикуляционном аппарате, при попытках речи – тонус резко нарастает.
Второй синдром артикуляционных расстройств – нарушение артикуляционной моторики, которое является результатом ограничения подвижности артикуляционных мышц, которое усиливается нарушениями мышечного тонуса, наличием непроизвольных движений (гиперкинезов, тремора).
Третьим синдромом являются дискоординационные расстройства. Они проявляются в нарушении точности и соразмерности ар-тикуляционных движений. Особенно нарушено выполнение тонких диф-ференцированных движений. Движения часто выполняются с гиперметрией (чрезмерной двигательной амплитудой).
Четвертый синдром артикуляционных расстройств – патология реципрокной иннервации (нарушение согласованной деятельности нервных центров).
Пятый синдром – наличие насильственных движений и оральных синкинезий, что искажает звукопроизношение.
Шестой синдром – нарушение проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата. Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их движений.
Частым признаком артикуляционных расстройств является недостаточность артикуляционного праксиса (диспраксия), которая может быть как вторичной за счет нарушения проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата, так и первичной в связи с локализацией поражения мозга.
При дизартрии могут выявляться рефлексы орального автоматизма – сосательного, хоботкового, поискового. Их наличие затрудняет произвольные ротовые движения.

Симптоматика дизартрии.

 Основными признаками (симптоматика) дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания. При дизартрии, в отличие от дислалии, может нарушаться произношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушения гласных классифицируются по рядам и подъемам, нарушения согласных — по их четырем основным признакам: наличию и отсутствию вибрации голосовых складок, способу и месту артикуляции, наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу.

В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на: а) антропофонические (искажение звука) и б) фонологические (отсутствие звука, замена, недифференцированное произношение, смешение). При фонологических дефектах наблюдается недостаточность противопоставлений звуков по их акустическим и артикуляторным характеристикам. Поэтому наиболее часто отмечаются нарушения письменной речи.

Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков. Нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга. Выделяют следующие его формы в артикуляционной мускулатуре: спастичность артикуляционных мышц — постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре. Повышение мышечного тонуса может быть более локальным и распространяться только на отдельные мышцы языка.

При выраженном повышении мышечного тонуса язык напряжен, оттянут кзади, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Напряженная спинка языка, приподнятая к твердому нёбу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонематическому недоразвитию. Так, произнося одинаково слова пыл и пыль, мол и моль, ребенок может затрудняться в дифференцировке их значений.

Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены. Невозможность или ограничение объема движения языка вперед может быть связано со спастичностью подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц, а также мышц, прикрепляющихся к подъязычной кости.

Все мышцы языка иннервируются подъязычными нервами, за исключением язычно-нёбных мышц, которые иннервируются языко-глоточными нервами.

Повышение мышечного тонуса в мышцах лица и шеи еще более ограничивает произвольные движения в артикуляционном аппарате.

Следующим видом нарушения мышечного тонуса является гипотония. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их полного смыкания. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация .

Особенностью артикуляции при гипотонии является назализация, когда гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному движению нёбной занавески вверх и прижатию ее к задней стенке зева. Струя воздуха выходит через нос, а струя воздуха, выходящая через рот, чрезвычайно слаба. Нарушается произношение губно-губных смычных шумных согласных п , п, б, б. Затруднена палатализация, в связи с чем произношение глухих смычных согласных нарушено, кроме того, при образовании глухих смычных необходима более энергичная работа губ, которая также отсутствует при гипотонии. Легче произносятся губно-губные смычные носовые сонаты м, м, а также губно-зубные щелевые шумные согласные, артикуляция которых требует неплотного смыкания нижней губы с верхними зубами и образования плоской щели, ф , ф, в, в. Нарушается произношение и переднеязычных смычных шумных согласных т, т, д, д; искажается артикуляция переднеязычных щелевых согласных ш , ж.

Нередко наблюдаются различные виды сигматизма, особенно часто межзубный и боковой.

Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре при дизартрии могут проявляться также в виде дистонии (меняющегося характера мышечного тонуса): в покое отмечается низкий мышечный тонус в артикуляционном аппарате, при попытках речи — тонус резко нарастает. Характерной особенностью этих нарушений является их динамичность, непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.

Нарушение артикуляционной моторики при дизартрии является результатом ограничения подвижности артикуляционных мышц, которое усиливается нарушениями мышечного тонуса, наличием непроизвольных движений (гиперкинезов, тремора) и дискоординационными расстройствами.

При недостаточной подвижности артикуляционных мышц нарушается звукопроизношение. При поражении мышц губ страдает произношение как гласных, так и согласных звуков. Особенно нарушается произношение лабиализованных звуков (о, у), при их произнесении требуются активные движения губ: округление, вытягивание. Нарушается произношение губно-губных смычных звуков п , п, б, б, м, м. Ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть углы рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить нижнюю и выполнить целый ряд других движений. Ограничение подвижности губ нередко нарушает артикуляцию в целом, так как эти движения меняют размер и форму преддверия рта, оказывая тем самым влияние на резонирование всей ротовой полости.

Может отмечаться ограниченная подвижность мышц языка, недостаточность подъема кончика языка вверх в полости рта. Обычно это связано с нарушением иннервации шило-язычной и некоторых других мышц. В этих случаях страдает произношение большинства звуков.

Ограничение движения языка вниз связано с нарушением иннервации ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной и двубрюшной мышц. Это может нарушать произношение шипящих и свистящих звуков, а также гласных переднего ряда (и, э) и некоторых других звуков. Ограничение движения языка назад может зависеть от нарушений иннервации подъязычно-глоточной, лопаточноподъязычной, шило-подъязычной, двубрюшной (заднее брюшко) и некоторых других мышц. При этом нарушается артикуляция заднеязычных звуков (г, к, х), а также некоторых гласных, особенно среднего и нижнего подъема (э, о, а).

При парезах мышц языка, нарушениях их мышечного тонуса часто оказывается невозможным изменение конфигурации языка, его удлинение, укорочение, выдвижение, оттягивание назад.

Нарушения звукопроизношения утяжеляются ограниченной подвижностью мышц мягкого нёба (натягивающих и поднимающих его: нёбно-глоточных и нёбно-язычных мышц). При парезах этих мышц подъем нёбной занавески в момент речи затруднения, происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает носовой оттенок, искажается тембр речи, недостаточно выражены шумовые признаки звуков речи. Иннервация мышц мягкого нёба осуществляется веточками тройничного, лицевого и блуждающего нервов.

Парезы мышц лицевой мускулатуры, часто наблюдаемые при дизартрии, также влияют на звукопроизношение. Парезы височных мышц, жевательной мускулатуры ограничивают движения нижней челюсти, в результате чего нарушается модуляция голоса, его тембр. Эти нарушения становятся особенно выраженными, если имеется неправильное положение языка в полости рта, недостаточная подвижность нёбной занавески, нарушения тонуса мышц дна полости рта, языка, губ, мягкого нёба, задней стенки глотки.

Характерным признаком нарушений артикуляционной моторики при дизартрии являются дискоординационные расстройства. Они проявляются в нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений. Особенно нарушено выполнение тонких дифференцированных движений. Так, при отсутствии выраженных парезов в артикуляционной мускулатуре произвольные движения выполняются неточно и несоразмерно, часто с гиперметрией (чрезмерной двигательной амплитудой). Например, ребенок может выполнить движение языком вверх, касаясь им почти кончика носа, и одновременно не может поместить язык над верхней губой в место, точно обозначенное логопедом. Эти нарушения обычно сочетаются с трудностями в чередовании движений, например хоботок — оскал и др., а также с трудностями сохранения определенных артикуляционных поз за счет появления насильственных движений — тремора (мелкого дрожания кончика языка).

Таким образом, основные симптомы дизартрии — нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи — определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. При дизартрии нарушается низший фонологический уровень языка.

Поражение фонологического уровня языка в период интенсивного развития речевой функции в некоторых случаях может приводить к сложной дезинтеграции и патологии всего речевого развития ребенка. В связи с этим у отдельных детей с дизартрией имеет место задержка темпов речевого развития, речевая инактивность, вторичные нарушения лексико-грамматического строя речи.

При дизартрии наряду с речевыми выделяют и неречевые нарушения. Это проявления бульбарного и псевдобульбарного синдромов в виде расстройств сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и особенно тонкой дифференцированной моторики пальцев рук. Диагноз дизартрия ставится на основе специфики речевых и неречевых нарушений.

 

studopedia.net

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Лариса
 

Никогда не проводила логопедического массажа и в ближайшее время руки до книг про это не дойдут, хотя потребность назревает.

Возник воспрос - как использовать логопедический массаж в частной практике? Постоянно или курсами, по сколько минут за раз.


Оксана
 

здравствуйте,а логомассаж мжно использовать с любым ребенком?если он полезен,то вреда никому не будет?

а по методике краузе можно?я другие не знаю и курсы не светят! :-(


Алина
 

Я использую логомассаж пока только с двумя детками из своей группы - у меня только 2 комплекта зондов, которые ношу кипятить домой. У мальчишек-двойняшек тотальное смягчение всех согласных. Провожу массаж 3 раза в неделю по 15 минут, потом еще 15 занимаемся другой работой - автоматизируем поставленные  ТДНВ (твердые), занимаемся постановкой  других звуков. У одного из них прогресс налицо - за полтора месяца появились четкие Ш и Ж, занимаемся постановкой Р. А у второго неврология посерьезнее, тонус в корне языка посильнее, процесс идет медленнее. Была на курсах и у себя в Самаре, там нас уверили, что массаж входит в структуру коррекции дизартрии, и его можно делать всем чем угодно, не только зондами. Главное, правильно определить тонус различных групп мышц, последовательность работы. Кстати, Новикова разрешает делать массаж дома родителям, предварительно обучая их, т.к работу нужно проводить ежедневно. Я пока не рискую, мама делает массаж только лицевых мышц, самый простой.


Ирина
 

а вы с помощью массажа расслабляете корень языка? как это сделать? нам в институте говорили, что массаж можно делать только до середины языка к кончику

у меня есть ребенок тоже с тотальным смягчением, у него очень сильно напряжен корень вплоть до гиперкинезов. подскажите, как воздействовать на корень


Анна
 

Нам говорили, что пользоваться зондами не можем без прохождения курсов...

Я использую в работе массаж зубной щеткой (с подушечкой для чистки языка), мне очень нравится (Y)


Алина
 

Зондовый массаж я стала использовать только после курсов Новиковой, их можно пройти в Москве.   Корень языка поддается расслаблению с трудом, но все возможно - главное, пробовать. Рвотный рефлекс, кстати, Елена Викторовна сняла у одной нашей слушательницы за 10 минут. И у деток это тоже можно сделать. Главное - правильно определить тонус мышц в языке, лицевой мускулатуре.  Есть Оч. хорошая книга - множество иллюстаций, все подробнейше описано, и можно делать логомассаж руками - книга Дьяковой, она так и называется "Логопедический массаж". Ручной массаж можно и без корочки делать.


Ольга
 

Спасибо за информацию о книге Дьяковой. Нашла в Инете, скачала. Ссылка: http://www.koob.ru/books/health/logoped_massazh.rar


Лариса
 

ЧТО ЗНАЕТЕ ПРО МАССАЖ ЛЬДОМ?


Inna
 

Знаю чуть-чуть о гипертермии,применяют при стертой дизартрии. Чередование кусочек льда, горячий теплый пузырек-расслабление лицевых мышц лица.Спасибо Светлане Коваленко (в фамилии могу ошибиться)из Казахстана,которая рассказала о данном способе....


Верочка
 

Снять тонус с корня языка помогают круговые расслабляющие движения под подбородком, там есть неуплатнённая часть (если поставить на неё палец и сглотнуть, то почувствуете движение языка). А также маме можно рекомендовать для ребёнка облизывать неглубокие тарелки, помазанные чем-то вкусным(варенье, йогурт), напряжение с корня языка спадает за счёт кончика и средней части языка. Также упражнения "Иголочка", "Дотянись до конфетки"


Верочка
 

При дизартрии используется искусственная локальная контрастотермия (чередование оч. холодного и горячего материала, напр. кусочек льда и гор. вода), но только при спастичности мышц и гиперкинезах, ни в коем случае при гипотонии мышц. Можно применять при гипертонусе языка, верхней губы, где корень языка (как я писала, под подбородком), и кистей рук


Людмила
 

Доброго времени суток! Собираюсь на логопедический массаж Томиловой С.М. в "Логопед Плюс" с 13 по 15.11.. Кто может поделиться впечатлениями (если уже были)? Или может кто-то тоже планирует?


leramide.ru


Смотрите также

Подписка
RSS Feed - Мы и Семья
Обновления в Twitter
Получать на E-mail

Поиск