Рефлексы новорожденного таблица по месяцам


таблица, Моро, сосательный, хватательный, Бабинского, Бабкина, ходьбы, хоботковый, а также Бауэра, Галанта, опоры, Ландау и Переса

Для успешного выживания в новых условиях природа наградила грудных детей рефлексами, которые помогают им приспособиться к внутренним и внешним раздражителям окружающей среды.

Многие из них присутствуют в жизни человека лишь на протяжении первого месяца появления на свет.

Разновидности

Рефлексы — ответная реакция организма на внешние раздражители.

Они крайне важны для любого человека, а для младенцев в особенности.

Безусловные (врожденные)

Эти физиологические рефлексы появились в процессе эволюции.

Их принято считать относительно постоянными, зарождаются они с помощью всей центральной нервной системы.

Малая часть исчезает спустя определенное время после рождения.

Условные

Данные реакции являются индивидуальными, обозначающимися благодаря коре головного мозга. Их формирование продолжается на протяжении всей жизнедеятельности. Одно из наиболее важного значения — способность человека приспосабливаться к новой среде.

ВАЖНО! В начале своей жизни младенец обладает лишь безусловными рефлексами, некоторые из которых сопровождают его на протяжении всей последующей жизни.

Таблица по месяцам

Название Описание До какого момента существует
Моро Проверка центральной нервной системы на быстроту реакции. До 6 месяцев включительно.
Сосательный Способность сосать грудь матери или же соску, встроенную в бутылочку для кормления. До 12 месяцев ослабевает, полностью исчезает через 3-4 года.
Защитный Способность защищать жизненно необходимые органы восприятия. Наблюдается на протяжении всей жизни.
Хватательный (поисковый) Способность познавать мир путем тактильных ощущений и хватания различных объектов, находящихся поблизости. До 12 месяцев включительно.
Бабинского Является разгибательным рефлексом стопы. До 12-14 месяцев включительно.
Бабкина Способность при воздействии на ладонь поворачивать голову и открывать рот. До 3 месяца включительно.
Хоботковый Способность при прикосновении складывать губы в трубочку, связана с сосательным рефлексом. До 3 месяцев включительно.
Бауэра Способность уходить от раздражителя, действующего на стопы путем отползания в противоположную сторону. До 4 месяцев включительно.
Рефлекс опоры (опорный) Способность полностью вставать на стопы при наличии поддержки со стороны. До 2 месяцев включительно.
Рефлекс ходьбы (шаговый) Способность делать мелкие шаги при наклоне ребенка из положения «опоры». До 2 месяцев включительно.
Рефлекс задержки дыхания Способность задерживать дыхание дальше обычного. До 2 месяцев включительно.
Галанта Способность выгибаться при воздействии раздражителя на поясницу. До 3 месяцев включительно.
Ландау Способность совершать более сложные движения, держать голову, руки и ноги навесу. От 4 до 8 месяцев включительно.
Переса Реакция на раздражитель, вызывающий болевые ощущения. До 4 месяцев включительно.
Робинсона Способность сильно обхватывать раздражитель, который воздействует на ладонь. До 4 месяцев включительно.
Глотательный Способность проглатывать необходимую для жизнедеятельности пищу. Остается на всю жизнь.

А из видео вы узнаете как можно проверить большинство реакций:

Атавистические рефлексы

Атавистические рефлексы — безусловные рефлексы, отпадающие в процессе жизнедеятельности малыша за ненадобностью. Большинство подобных реакций действует лишь в первые 6 месяцев жизни.

Примеры атавистических рефлексов:

  • Робинсона;
  • Моро;
  • задержки дыхания;
  • ходьбы.

Данные реакции организма не формируют дальнейшее его развитие, а лишь указывают на полноценное функционирование центральной нервной системы. Даже рефлекс Бауэра не является источником дальнейшего обучения ползать, поскольку малютка передвигается при помощи движения рук, а не отталкивания. Рефлексы младенчества имеют вес лишь в животном мире.

Тонические рефлексы

Тонические рефлексы — безусловные рефлексы, исчезающие из жизни малыша после 3-х месяцев жизни. Если же они наблюдаются далее, то можно говорить о ДЦП ребенка.

Примеры тонических рефлексов:

  • Ландау;
  • симметричный шейный рефлекс;
  • асимметричный шейный рефлекс.

Как проверить наличие рефлекса у ребенка самостоятельно?

Все реакции, необходимые для гармоничного развития малыша, проверяются у педиатра в зависимости от возраста малютки. Однако, бывают случаи, когда необходимо проверить наличие того или иного рефлекса самостоятельно. Это достаточно легко сделать, зная четкий алгоритм действий.

Рефлекс Моро

Действия для взрослого:

  1. Положить малыша на ровную, твердую поверхность.
  2. Ударить по поверхности на расстоянии, равном 15 см от головы ребенка (или громко хлопнуть в ладоши).

Ответная, нормальная реакция:

  1. Резкое, симметричное откидывание рук в сторону.
  2. Разжимание кулачков.
  3. Испуг/плач малыша, выброс адреналина в кровь или учащенное сердцебиение.

Проверить наличие рефлекса Моро можно и при помощи иных способов. Реакция с ручками окажется идентичной.

  1. Выпрямить и поднять ножки ребенка совместно с тазом.

ВАЖНО! Рефлекс можно наблюдать и в повседневной жизни. К примеру, при резком сигнале машины, неожиданно включившимся телевизоре или падении какого-то предмета.

Сосательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Погладить щеку малыша или легонько надавить на губы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Открытие рта и шевеление языка, будто он желает сосать.

После еды сосательный рефлекс ослабевает, но уже спустя час восстанавливает силы.

Хватательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Слегка надавить на раскрытую ладонь ребенка.

Ответная нормальная реакция:

  1. Сильный обхват предлагаемого предмета или пальца взрослого.

Рефлекс Бабинского

Действия взрослого:

  1. С нажимом провести от пятки к пальцам стопы.

Ответная, нормальная реакция:

  1. Оттопыривается большой палец, остальные слегка поджимаются.
  2. Все пальцы веерообразно расходятся.

ВАЖНО! Действия должны быть симметричны.

Рефлекс Бабкина

Действия взрослого:

  1. Одновременно легонько надавить на ладони ребенка.

Нормальная реакция ребенка:

  1. Открытие рта, возможно, высовывание языка.

Хоботковый рефлекс

Действия взрослого:

  1. Приложить палец к верхней губе малютки.

Ответная нормальная реакция:

  1. Вытягивает губки, складывая их «трубочкой».

Связан рефлекс с сокращением мимической мускулатуры.

Рефлекс Бауэра

Действия взрослого:

  1. Положить ребенка на живот.
  2. Слегка надавить на стопы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Совершение движения, имитирующего ползание.

Рефлекс Ландау

Данная реакция является двухфазной. Первая — верхние рефлексы, вторая — нижним.

Для выявления верхнего рефлекса необходимо:

  1. Положить малютку на живот так, чтобы его грудная клетка оказалась за пределами стола.

Нормальная ответная реакция:

  1. Разгибание спины, шеи и ручек назад. Иногда малыш может переворачиваться.

Для выявления нижнего рефлекса необходимо:

  1. Положить ребенка на плоскую поверхность, лишив опоры ножки и таз, либо взять на руки.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки дугой.
  2. Поднятие ножек в направлении к себе.

Рефлекс Переса

Действия взрослого:

  1. Провести пальцем вдоль позвоночника (по остристым краям) от копчика до шеи.

Ответная нормальная реакция:

  1. Плач или крик.
  2. Сгибание конечностей.
  3. Поднятие головки.
  4. Разгибание туловища.

Рефлекс Переса воспринимается новорожденным крайне отрицательно.

Рефлекс ходьбы (шаговый)

Действия взрослого:

  1. Взять малютку на руки и поставить в вертикальное положение.
  2. Чуть наклонить вперед.

Ответная реакция ребенка:

  1. Имитация шагов в наклоненную сторону.

Рефлекс Галанта

Действия взрослого:

  1. Провести ладонью по спинке малыша.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки.
  2. Выпрямление ножки на стороне вызова реакции.

Рефлекс опоры

Действия взрослого:

  1. Поставить малыша вертикально, чтобы стопы касались опоры.

Ответная реакция:

  1. Выпрямление туловище.
  2. Устойчивое положение (с поддержкой) на опоре.

Рефлекс Робинсона

Действия взрослого:

  1. Вложить свои пальцы в ладонь малыша.
  2. Получить ответную реакцию крепкого сжатия.
  3. Приподнять.
  4. Малыш должен спокойно висеть на вытянутых ручках.

Как вырабатывать?

Главное, что необходимо при вырабатывании любой реакции — регулярность.

К примеру, слабый хватательный рефлекс можно укрепить, вкладывая в ручку малыша различные предметы и подвесив к кроватке яркие, привлекающие внимание игрушки.

Рефлекс ползания также не является сложным, требуется лишь стимулировать его, как описано выше.

Самостоятельно родители способны выработать хватательный,ходьбы, ползания, сосательный и прочие рефлексы.

Что делать, если рефлекс слабый или отсутствует?

Если рефлексы запаздывают или проявляются крайне слабо, то у ребенка могут обнаружить повреждение центральной нервной системы.

После рождения следует ежемесячно посещать педиатра, который сможет проверить наличие необходимых реакций и в случае их отсутствия или слабости, направить на более серьезную проверку к неврологу.

ВАЖНО! В младенческом возрасте главным рефлексом является сосательный, поскольку благодаря ему в организм малютки поступает пища, необходимая для дальнейшего роста и развития. В случае слабого или, если сосательный рефлекс отсутствует, могут назначить кормление через зонд или внутривенно.

Без консультации специалиста сделать ничего не получится, поскольку каждый случай является уникальным.

Внимательно следите за поведением новорожденного ребенка. Ни в коем случае не пренебрегайте регулярными походами к педиатру для отслеживания здоровья, потому что ситуацию можно запустить до предельного уровня. Берегите свою малютку!

Также познавательно будет узнать мнение доктора Комаровского из следующего видео:

vashrebenok.org

Проверим безусловные рефлексы новорожденных? - запись пользователя Оля (Olya21) в сообществе Здоровье новорожденных в категории Неврология

Дорогие мамочки новорожденных детей и детишек месяцев до 2-3, предлагаю вам самим оценить здоровье своих детишек относительно неврологии.
В силу того, что я занимаюсь лечением своего ребенка, я стараюсь читать соответствующую литературу. И вот недавно я дочитала книгу Ю.А.Ратнера "Неврология новорожденных", где нашла интересную, на мой взгляд, информацию. Может кому-то это тоже покажется интересным. Далее я опишу безусловные рефлексы новорожденных и методику их вызывания (информация взята из вышеупомянутой книги):

1. Поисковый рефлекс.
Поглаживание в области угла рта вызывает опускание губы и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы. Если то же раздражение приложить к середине нижней губы, то губа опускается, а голова ребенка производит сгибательное движение. Поисковый рефлекс отсутствует или снижен у новорожденных с повреждением лицевого нерва. Угасает рефлекс к 3м месяцам. При наличии церебральной патологии у новорожденных рефлекс может быть задержан и не исчезает к 3-месячному возрасту.
2. Хоботковый рефлекс.
Вызывается постукиванием пальцем по верхней губе - в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры (губы складываются в виде хоботка). В норме хоботковый рефлекс угасает к 3-4 месяцам. Сохранение рефлекса в более старшем возрасте обычно указывает на патологию нервной системы.
3. Сосательный рефлекс имеется у всех здоровых новорожденных. Если поместить указательный палец исследующего в рот ребенка на глубину 3-4 см, то новорожденный совершает ритмичные сосательные движения. После кормления этот рефлекс в значительной мере угасает и спустя полчаса-час начинает вновь оживляться. При перинатальных повреждениях головного мозга сосательный рефлекс исчезает или понижен.
4. Ладонно-ротовой рефлекс.
Для вызывания рефлекса надавить пальцем на ладонь ребенка, а тот в ответ открывает рот. Этот рефлекс обычно постоянен и снижает при некоторых повреждениях нервной системы.
5. Хватательный рефлекс.
В ответ на штриховое раздражение ладони происходит сгибание пальцев и захватывание предмета. Перед кормлением этот рефлекс выражен значительно ярче, причем процесс сосания усиливает этот рефлекс. В норме этот рефлекс выражен у всех. Снижение хватательного рефлекса наблюдается у детей, родившихся в асфиксии. А также рефлекс снижается при вялом парезе руки.
6. Рефлекс Робинзона.
Суть хватательного рефлекса состоит в том, что в ответ на поглаживание ладонной стороны кисти возникает сгибание пальцев и захватывание предмета. Иногда ребенок удерживает предмет или палец так крепко, что его можно за пальцы приподнять вверх - эта фаза рефлекса получила название рефлекса Робинзона. Таким образом, оказалось, что совершенно беспомощное существо, каким является новорожденный, проявляет способность развить в пальцах рук "мускульную силу, равную силе здорового взрослого человека". Чтобы ребенок повис в воздухе, удерживаясь за ваши пальцы, хватательный рефлекс должен быть безукоризненным. Это позволяет отнести рефлекс Робинзона к очень тонким тестам для последующего углубленного изучения новорожденного. К 3-4 мес этот безусловный рефлекс трансформируется в условный - ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Следовательно, хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым - развитию мышечной силы в руках.
7. Нижний хватательный рефлекс.
Вызывается легким нажимом кончиков пальцев на переднюю часть подошвы новорожденного. В ответ возникает сгибание пальцев ног (иногда - сгибание стопы).Рефлекс в норме исчезает к 9-14 мес жизни.
8. Рефлекс Моро.
Для вызывая рефлекса нужно неожиданно ударить двумя руками по подушке, на которой лежит голова ребенка (девочки, не увлекаемся- не надо бить со всей силы!) - при этом обе руки ребенка, полусогнутые в локтях, раздвигались, а пальцы растопыривались. Аналогичное движение в руках возникает при пассивном внезапном вытягивании ног новорожденного - руки при этом отводятся в стороны, а затем происходит их возвращение в исходное состояние. В норме рефлекс сохраняется до 3-4 мес. У всех здоровых новорожденный этот рефлекс вызывается хорошо и всегда симметричен.
9. Рефлекс Галанта.
При раздражении кожи спины вдоль позвоночника новорожденный описывает туловищем дугу, открытую в сторону раздражителя. нога на стороне раздражения разгибается во всех суставах. В норме рефлекс сохраняется до 2-3 мес.
10. Рефлекс Переза.
Ребенка укладываем лицом вниз на свою ладонь.Слегка надавливая, проводим пальцем по позвоночнику ребенка от копчика до шеи. В ответ возникает резкий крик, лордоз позвоночника, разгибание рук и ног в сочетании а разгибанием головы, выпячивание ануса и мочеиспускание. Исследования показали, что не все компоненты рефлекса столь постоянны. Наиболее надежные компоненты - крик, разгибание конечностей, поднимание головы и таза. У новорожденный с натальным повреждением шейного отдела спинного мозгавсе компоненты вызываются как обычно, но разгибание головы при этом отсутствует. Рефлекс обычно хорошо выражен в течение первого месяца жизни и постепенно ослабевает к исходу 3 месяца. Сохранность рефлекса старше 3 мес следует считать патологическим признаком.
11. Рефлекс опоры.
Если взять новорожденного под мышки, то он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. В то же время, поставленный к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается в поверхность стола. Опора может быть на носки и с перекрестом ног, но это указывает на пирамидную неполноценность. Рефлекс опоры постепенно исчезает к 4-5-недельному возрасту.
12. Автоматическая походка, или шаговый рефлекс.
При легком наклоне тела кпереди и упоре стоп ребенок делает шаговые движения. Исчезает примерно к 2 мес.
13. Рефлекс ползанья Бауэра.
Новорожденному, уложенному на живот, слегка давим на подошвы - в ответ ребенок рефлекторно выполняет движения ползанья.
14. Защитный рефлекс.
Уложенный на живот новорожденный сейчас же поворачивает голову в сторону и пытается ее приподнять. Исчезновение рефлекса бывает при патологии головного мозга ребенка и при поражении верхних шейных сегментов спинного мозга. Защитный рефлекс у здоровых новорожденных выражен очень постоянно, а после полутора мес ребенок пытается удерживать голову сам.
15. Рефлекс отдергивания.
Если поочередно уколоть чем-нибудь (не переусердствуйте!) каждую подошву, происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп. Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног.
16. Перекрестный рефлекс экстензоров.
Разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол - в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги. При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.
17. Рефлекс Бабинского.
Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни лишь на том основании, что он очень часто встречается. но об этом чуть ниже. Вызывается рефлекс раздражением подошвы, в ответ происходит выраженная экстензия большого пальца и веерообразное расхождение остальных. Исследователи пытаются объяснить рефлекс Бабинского незрелостью пирамидных путей. Автор книги провел исследования - осмотр контрольной группы, где ни у кого из детей не было никакой неврологической симптоматики. И здесь выявилось неожиданное: за исключением нескольких детей, ни у кого не было рефлекса Бабинского ни в первые дни жизни, ни в последующие. Если причина существования рефлекса Бабинского кроется в незрелости пирамидных путей, то как объяснить его отсутствие у подавляющего большинства здоровых новорожденных? "Созрели" пирамидные пути? И почему тогда так часто выявляется этот рефлекс у новорожденных, находящихся в тяжелом состоянии? Ответ просто, рефлекс Бабинского является патологическим уже с первых дней жизни ребенка и является тонким признаком патологии пирамидных путей, а частота выявления его есть не доказательство его физиологичности, а доказательство частоты неврологических нарушений у новорожденных. Итак, у здоровых новорожденных НЕ должно быть рефлекса Бабинского. Могу опираться в этом уже на свой опыт, у моего сына этот рефлекс был спонтанным (то есть его не надо было вызывать, он был постоянно сам по себе) с рождения, а врачи говорили, что это нормально и потом пройдет (большие пальцы на ножках торчат вверх до сих пор).

Пишите о результатах своих исследований, очень интересно!!!

рефлексы новорожденных

www.babyblog.ru

врожденные безусловные и условные / Mama66.ru

Рефлексы новорожденного — это подарок природы, помогающий ребенку адаптироваться и выжить в незнакомом мире. В норме все стереотипные реакции возникают и исчезают в строго определенное время. Некоторые автоматизмы появляются в первые минуты жизни малыша и вскоре угасают, другие развиваются позже и сохраняются на долгие годы.

Фото с сайта pixabay.com

Отсутствие или недостаточно яркое проявление рефлексов может свидетельствовать о психоневрологических проблемах в развитии ребенка. Оценку соответствия реакций возрасту младенца дает врач-неонатолог в роддоме или невропатолог, принимающий в детской поликлинике. В случае заметных нарушений назначается адекватное лечение, но кое-что родители могут сделать сами в домашних условиях.

Основные рефлексы

Какие рефлексы в норме должны быть у новорожденного? Природа постаралась наделить малыша рядом адаптивных реакций, помогающих ему быстрее приспособиться к окружающему миру. С первых минут жизни у младенца просыпаются врожденные (безусловные) реакции. Именно они становятся основными для крохи и руководят всеми его действиями.

Постепенно на смену безусловным рефлексам приходят условные. У новорожденных они формируются на базе врожденных и обеспечивают должный уровень взаимодействия с внешним миром.

С какими безусловными рефлексами рождается ребенок? В педиатрии принято выделять две группы основных автоматизмов:

  • сегментарные двигательные;
  • миелоэнцефальные позотонические.

Первые связаны с движением и сосанием, вторые — с удержанием тела в пространстве и регуляцией мышечного тонуса.

Таблица основных врожденных рефлексов новорожденного

РефлексОписание
СосательныйЕсли положить новорожденному в рот палец, он начнет делать сосательные движения
Защитная реакцияПри укладывании младенца на животик он непроизвольно поворачивает голову в сторону
Опоры и шагаВ вертикальном положении новорожденный выпрямляет ноги и упирается стопами в пол, при наклоне вперед делает автоматические шаги
Хватательный РобинсонаВрожденные хватательные движения игрушки или пальца, вложенного в кисть малыша
Поисковый КуссмаулиКасание щеки или уголка рта стимулирует младенца повернуть голову и вытянуть губы в поисках пищи
ГалантаДля рефлекса характерно изгибание позвоночного столба дугой (иногда с выпрямлением ноги) в сторону от касания
ХоботковыйЕсли коснуться губ новорожденного пальцем — он непроизвольно вытянет их вперед
Врожденный ПересаПроведение пальцем по остистым отросткам позвоночника снизу вверх вызывает отрицательную реакцию у младенца. Ребенок начинает кричать, двигать конечностями, выгибать спинку
Бабкина (ладонно-ротовой)При надавливании на ладони малыш наклоняет голову и открывает рот
Моро (стартовый)Рефлекс провоцируется различными способами: ударом в ладоши на расстоянии 15 см от головы, приподниманием ножек и таза над поверхностью, неожиданным сгибанием ног. Ребенок разводит руки в сторону и расслабляет пальчики, затем возвращает конечности назад
БауэраВрожденный рефлекс спонтанного ползания. При укладывании на живот малыш делает ползающие движения
УстановочныйПри повороте головы новорожденный поворачивает в ту же сторону все туловище
Шейный тоническийПоворот головы вбок вызывает сгибание руки с той же стороны и выпрямление с другой. При наклоне головы вперед младенец сгибает обе руки


Основные рефлексы новорожденного и их значение для выявления нервно-психических нарушений у младенца трудно переоценить. Именно с помощью врожденных реакции специалисты обнаруживают отклонения в развитии малыша на самых ранних этапах развития. Адекватно проведенная терапия помогает устранить проблемы и вырастить здорового ребенка.

Отличие безусловных и условных рефлексов

Врожденные (безусловные) рефлексы проявляются с первых часов рождения и одинаковы для всех малышей без исключения. Они не зависят от пола, национальности и места жительства ребенка. Помогают младенцу приспособиться к окружающему миру и вскоре исчезают за ненадобностью.

Условные рефлексы новорожденных возникают по мере накопления малышом жизненного опыта и отражают быт и привычки семьи, некоторые моменты воспитания, национальные устои. Приобретенные рефлексы индивидуальны и помогают младенцу приспособиться к изменяющимся факторам среды.

Например, формирование распорядка дня является не чем иным, как условным автоматизмом. Новорожденный первого месяца жизни привыкает питаться и спать в определенное время, что заметно облегчает уход за ним.

Причины нарушений

Иногда безусловные рефлексы новорожденных запаздывают или проявляются не в полную силу. Причин такого состояния может быть много:

  • парез лицевых нервов и конечностей;
  • ДЦП, поражение ЦНС;
  • асфиксия во время родов;
  • умственная отсталость;
  • родовая травма;
  • соматические заболевания;
  • мышечная гипотония;
  • повреждение спинного мозга;
  • внутричерепные поражения.

Несмотря на такое обилие причин, отсутствие врожденных рефлексов у новорожденных и грудных детей не всегда говорит о патологии. Если младенец появился на свет раньше времени или с маленьким весом, сроки появления некоторых безусловных автоматизмов могут смещаться. Сравнительные данные приведены ниже.

Таблица врожденных рефлексов у новорожденных по месяцам:

АвтоматизмДоношенные младенцыДети, родившиеся раньше срока
СосательныйС рождения до возраста 3–4 летС рождения до возраста 3–4 лет
Хватательный РобинсонаС 0 до 3–4 мес.С 2 недель до 4 месяцев. Реакция ослаблена
ЗащитныйС первого дня до 2 мес.С 6–10 дня до 2 мес.
Опоры и шагаС 0 до 2,5 мес.С 1 до 3–4 месяцев. Рефлекс часто угнетен
Поисковый КуссмаулиС 0 до 3–4 мес.С 3 дня до 3–4 мес.
ГалантаС 5–6 дня до 3–4 мес.С 1 месяца до полугода
ХоботковыйС 0 до 2–3 мес.С 1 до 2 мес.
Врожденный ПересаС 0 до 3–4 мес.С 0 до 3–4 месяцев. Происходит замедление обратного разгибания
Бабкина (ладонно-ротовой)С 0 до 3 мес.С1 до 3,5 мес.
Моро (стартовый)С первых суток до 4–5 мес.С 1–2 месяцев до полугода
БауэраС 3–4 дня до 4 мес.С 1 до 6–8 месяцев. Рефлекс ослабленный
Шейный тоническийС 1 до 4 недель2–4 недели
УстановочныйС 1 до 4 мес.С 1,5 до 4 мес.

При отставании в появлении врожденных автоматизмов на два и более месяца можно говорить о задержке развития и искать причины. Однако не всегда отсутствие рефлексов свидетельствует о заболевании. Если новорожденный ребенок сыт, для него нехарактерны сосательные и поисковые движения.

Как выработать рефлекс?

Фото с сайта kolobok.ua

Нужно ли искусственно вырабатывать отстающий врожденный рефлекс у младенца? Взгляды специалистов на этот счет расходятся. Представители старой школы считают, что раз автоматизмы все равно скоро угаснут, то стараться нет смысла. Однако большинство педиатров настаивают на стимуляции безусловных рефлексов у новорожденных и грудных детей.

Самым простым и эффективным способом развить основные врожденные автоматизмы у младенца считается гимнастика. В домашних условиях можно выполнять следующие упражнения:

  • Развитию установочного и опорного рефлексов способствует удержание новорожденного около груди в вертикальном положении при одновременном постукивании по ступням.
  • Врожденное умение ползать стимулируют приставлением к стопам открытых ладоней. Малыш при таком движении получает точку опоры и начинает двигаться намного активнее.
  • К шаговому рефлексу новорожденного побуждают постановкой на ножки с поддержкой подмышками.
  • Хватательный навык развивают дачей ярких игрушек и указательных пальцев.

Заниматься самостоятельной стимуляцией врожденных рефлексов у новорожденного следует только после консультации у детского невропатолога. Врач порекомендует комплекс упражнений и подскажет, на какие именно автоматизмы нужно обратить внимание.

Одновременно с безусловными необходимо стимулировать и условные рефлексы у новорожденных. Для этого достаточно подвесить над кроваткой яркие игрушки, положить недалеко от младенца влекущие предметы — малышу захочется дотянуться и взять их в руки. Сначала движения будут спонтанными, а затем все более управляемыми.

Читайте также:

Что делать, если врожденные рефлексы слабые или отсутствуют?

У некоторых грудничков физиологические рефлексы новорожденного запаздывают, а иногда и вовсе не появляются или развиваются очень вяло. Как быть в этом случае? Для начала прекратить волноваться. Случается, что врожденные автоматизмы через некоторое время появляются сами и развиваются дальше как положено. Это объясняется тем, что нервная система новорожденного очень неустойчива и может давать сбои.

О неврологическом диагнозе стоит говорить, если у ребенка в 1 месяц по-прежнему отсутствует часть врожденных рефлексов. В этом случае необходимо обратиться к невропатологу и пройти с малышом полное медицинское обследование. Возможно, потребуется сменить нескольких специалистов, прежде чем найдется действительно хороший доктор, способный помочь новорожденному.

Для того чтобы вернуть малышу здоровье, усилий одного врача недостаточно. Важно, чтобы родители принимали самое активное участие в восстановлении врожденных рефлексов у ребенка. Лечение следует начинать как можно раньше и прекращать только после того, как новорожденный догонит по развитию своих сверстников.

Автор: Елена Медведева, врач,
специально для Mama66.ru

Полезное видео про рефлексы новорожденного

Список истоников:

  • Уход за ребенком с рождения до 5 лет / Дмитриева В. Г. // Эксмо, 2008.
  • Участковый педиатр. Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. // Ростов-на-Дону: Феникс, 2008, 2008.
  • Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология / Шаповаленко И.В. // М.: Гардарики, 2005.
  • Неврология новорожденных / Ратнер А.Ю // Бином, 2005

mama66.ru

Основные рефлексы новорожденного ребенка - Дети

Большинство новорожденных хорошо подготовлены к тому, чтобы начать взаимодействовать с окружающим миром. Новорожденный наделен числом рефлексов, врожденных реакций, которые запускаются определенными раздражителями.

Таблица рефлексов

Название Ответная реакция Значение
Рефлекс Бабинского Пальцы ноги развертываются веером, когда подошвенную поверхность ступни поглаживают в направлении от пятки к пальцам Неизвестно
Мигательный рефлекс Глаза ребенка закрываются в ответ на яркую вспышку света или громкий звук Защита глаз
Рефлекс Моро В ответ на громкий шум или когда голова ребенка теряет опору, его руки, полусогнутые в локтях, разводятся, а пальцы сжимаются в кулачки (как если бы он хотел кого-то или что-то обхватить) Возможно, помогает ребенку цепляться за мать
Рефлекс «поиска груди» Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивает голову в направлении раздражителя и открывает рот Помогает ребенку найти сосок
Рефлекс шагания Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни в твердую поверхность и перемещая туловище вперед, он начинает ритмично переступать ногами Предшественник произвольной ходьбы
Сосательный рефлекс Ребенок сосет предмет, оказавшийся у него во рту Дает возможность питаться
«Рефлекс бегства» Ребенок сгибает вытянутую ногу в колене в ответ на укол подошвы острым предметом Защищает от неприятных раздражителей
Хватательный рефлекс (ладонный) Ребенок сжимает предмет, помещенный в его ладонь Предшественник произвольной ходьбы

Некоторые рефлексы обеспечивают новорожденному доступ к пище, необходимой для роста: сосательный рефлекс и рефлекс «поиска груди» говорят о том, что ребенок подготовлен к питанию материнским молоком. Другие рефлексы защищают его от опасных воздействий окружающей среды. Мигательный рефлекс и «рефлекс бегства» помогает новорожденному избегать неприятной стимуляции. Другие рефлексы служат основой для более широких, произвольных моделей двигательной активности. Например, рефлекс шагания выглядит как предшественник самостоятельной ходьбы, и действительно, мы увидим, что упражняющие этот рефлекс дети раньше выучиваются ходить. Рефлексы, кроме того, показывают, нормально или нет функционирует нервная система ребенка. Например, дети с поврежденным седалищным нервом, который располагается в спинном мозге, не демонстрируют «рефлекс бегства», а дети, имеющие нарушения в нижнем отделе позвоночника, не обнаруживают рефлекса Бабинского. Если эти или другие рефлексы ослаблены или полностью отсутствуют, требуется тщательное обследование физического состояния и поведения новорожденного.

www.babyplan.ru

Врожденные рефлексы новорожденных: перечень, возможные нарушения

Врожденные рефлексы представляют собой приспособительные двигательные реакции новорожденного ребенка, которые обеспечивают его жизнедеятельность вне матери в условиях окружающего мира. Их формирование заканчивается к моменту рождения плода, а наибольшей значимости они достигают в первые месяцы жизни. Постепенно, по мере роста и развития малыша, безусловные рефлексы исчезают, а на их место приходят условные рефлексы. Этому явлению способствуют несколько факторов: заканчивается покрытие нервов миелиновой оболочкой, развивается двигательная активность ребенка, созревают отделы головного мозга. Изучение рефлекторной деятельности новорожденного ребенка позволяет оценить состояние его нервной системы, выявить патологические изменения в первые дни жизни.


Перечень врожденных рефлексов и возможные нарушения

Сосательный рефлекс угасает примерно к 12 месяцам

Неврологический осмотр новорожденных детей проводится в спокойной обстановке. Малыш во время осмотра должен бодрствовать и быть сытым.

Все врожденные рефлексы условно можно поделить на несколько групп:

  1. Рефлексы, которые обеспечивают работу органов и систем (дыхательный, кровообращения, акт дефекации и мочеиспускания и другие).

Например, благодаря дыхательному рефлексу ребенок делает первый вдох.

  1. Защитные рефлексы (кашель, мигание, чихание, зрачковый, защитный).
  • Зрачковый рефлекс проявляется суживанием зрачка на свету.
  • Защитный рефлекс – при болезненном пощипывании щеки ребенок отклоняет голову в противоположную сторону. Другой вариант – при легком уколе подошвы стопы происходит сгибание ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставе.

При поражении центральной нервной системы (ЦНС) защитный рефлекс может не определяться. У детей с ДЦП, при повышении тонуса мышц-разгибателей, голова запрокинута назад.

  1. Ориентировочно-пищевые рефлексы.

В этой группе встречается несколько врожденных рефлексов, основной задачей которых является обеспечение поступления пищи в организм ребенка.

  • Поисковый рефлекс – в ответ на поглаживание щечки ребенок поворачивает голову в сторону раздражения и открывает рот. К моменту достижения малышом возраста 3-4 месяца поисковый рефлекс исчезает.
  • Сосательный рефлекс – при вложении соски в рот ребенку он начинает ее активно сосать. Угасание рефлекса происходит к 12 месяцам.
  • Хоботковый рефлекс – при быстром легком ударе по губам новорожденного ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, и губы вытягиваются трубочкой. Рефлекс угасает к 2-3 месяцам жизни.

Поисковый, хоботковый и сосательный рефлексы в первую очередь необходимы ребенку для осуществления акта сосания. Их отсутствие является показателем общего тяжелого состояния ребенка, которое встречается при тяжелой степени асфиксии, гипоксически-травматической энцефалопатии, родовой травме.

  1. Атавистические рефлексы, т.е. рефлексы, полученные от предков и утратившие сейчас свое значение.
  • Рефлекс опоры – подвешенного ребенка за подмышки ставят на ровную твердую поверхность. Здоровый ребенок опирается полностью на обе стопы. Рефлекс угасает в возрасте малыша 1-1,5 месяца.
  • Рефлекс автоматической ходьбы – ребенка в вертикальном положении поставить на твердую поверхность и слегка наклонить вперед. В ответ на это действие он начинает шагать. Рефлекс так же, как и рефлекс опоры, угасает к 1,5 месяцам.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы могут быть угнетены или вовсе не вызываться, если у новорожденного ребенка была родовая травма, асфиксия, длительная внутриутробная гипоксия (нехватка кислорода) или если он родился недоношенным. При осмотре часть детей скрещивают ноги в голенях, что на первых месяцах жизни может быть вариантом нормы, но вот скрещивание ног у детей в возрасте 4-6 месяцев при исследовании этих рефлексов чаще является признаком спастической диплегии.

  • Рефлекс ползания Бауэра – подталкивание ребенка рукой за стопы вперед вызывает у ребенка попытки отталкивания руками и ногами, что напоминает ползание. Рефлекс в норме отсутствует после 4 месяцев. Рефлекс Бауэра не вызывается или угнетен при рождении детей в асфиксии, у недоношенных детей, при наличии кровоизлияний в головном мозге. Сохранение рефлекса после 5-6 месяцев указывает на церебральную патологию у ребенка.
  • Защитный рефлекс – лежа на животе, ребенок поворачивает голову в сторону. В возрасте 1,5 месяца рефлекс у здоровых детей исчезает.
  1. Остальные рефлексы.
  • Хватательный рефлекс – ребенок сжимает рефлекторно ладонь, если в нее вложить палец. Рефлекс должен исчезнуть в возрасте детей 3-4 месяца. Стойкое сохранение рефлекса после 6 месяцев указывает на повышение мышечного тонуса, который вызван патологией со стороны ЦНС. Хватательный рефлекс на первых порах жизни не вызывается у недоношенных детей, так же он может отсутствовать при повреждении периферических нервов, шейного отдела позвоночника или при повреждении головного мозга.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – при надавливании большими пальцами врача на область тенора в кистях ребенок открывает рот и пытается наклонить голову вперед. Рефлекс угасает к 3-4 месяцам жизни.
  • Рефлекс Бабинского – при штриховом раздражении стопы ребенка происходит веерообразное расхождение пальцев на этой стопе. Рефлекс не должен вызываться после 12 месяцев. Степень проявления данного рефлекса чаще всего оценивается совместно с другими симптомами со стороны нервной системы. Рефлекс Бабинского отсутствует при периферическом парезе ноги или при глубоком угнетении ЦНС у ребенка.

Как правило, на патологию со стороны ЦНС указывает отсутствие не одного, а нескольких врожденных рефлексов новорожденных, поэтому выводы о наличии повреждений ЦНС должны быть сделаны врачом при оценке всех имеющихся симптомов.

Автор видеоканала «Умный медик» рассказывает о физиологических рефлексах новорожденных:

Врач-педиатр Е. О. Комаровский рассказывает о физиологических рефлексах новорожденных:


doctor-neurologist.ru

Рефлексы новорожденного. Ваш малыш от рождения до двух лет

Рефлексы новорожденного

Новорожденные и взрослые демонстрируют два типа движений: условнорефлекторные (осмысленные), то есть вы думаете, прежде чем сделать что-то, и безусловно-рефлекторные (врожденные), то есть ваша реакция автоматическая. Когда вы показываете своему новорожденному ребенку погремушку, он думает: «Я воспользуюсь своей рукой, чтобы схватить погремушку». И мозг посылает сигналы к мышцам, давая им указание взять погремушку. Если вы погремушкой постучите по колену ребенка, правильно выбрав место, колено резко разогнется автоматически, то есть это будет рефлекс. Сначала поведение новорожденного по большей части рефлективно, но по мере развития его нервной системы он начинает больше обдумывать свои действия. В период новорожденности насчитывается около семидесяти пяти врожденных, или безусловных, рефлексов. Большая их часть представляет собой забавные особенности, другая часть имеет защитную функцию, а некоторые служат определенным дополнительным целям. Вот несколько интересных и полезных рефлексов.

Сосательный и глотательный рефлексы. Это так называемые рефлексы захвата пищи, помогающие ребенку найти источник пищи и втянуть ее внутрь. Из этой группы рефлексов сосательный и глотательный являются наиболее важными для выживания. Обратите внимание на то, что ваш ребенок автоматически принимается сосать, когда вы стимулируете (в порядке снижения чувствительности) мягкое небо, внутреннюю сторону щек и губ, а также щеку и подбородок. Близким родственником сосательного рефлекса является корешковый (или поисковый) рефлекс. Соском своей груди пощекочите личико своего ребенка и смотрите, как он повернет голову к вашему соску, словно в поисках пищи. Корешковый рефлекс исчезает примерно к четырем месяцам, когда ребенок начинает овладевать умением брать предметы руками и поиск пищи ребенком становится более произвольным.

Рефлекс испуга (рефлекс Моро). Если ребенка подвергнуть внезапному громкому шуму или если, держа ребенка на руках, убрать поддержку от его головы и спины, он реагирует на ощущение падения, быстро расставляя по сторонам руки и сгибая кисти рук так, словно пытается уцепиться за кого-то или обхватить кого-то. Особенно если ухватиться не за кого, этот рефлекс может сопровождаться испуганной гримасой и плачем. Этот защитный рефлекс – цепляющаяся реакция ребенка, которой он дает понять: «Мне нужно, чтобы кто-то был между этими маленькими обнимающими ручками». Рефлекс испуга наиболее отчетлив в первый месяц и постепенно исчезает к трем-четырем месяцам. Антропологи считают, что рефлекс испуга и хватательный рефлекс являются примитивным поведением, направленным на обеспечение привязанности, которое младенцы используют, чтобы держаться за своих матерей.

Рефлекс испуга (рефлекс Моро)

Хватательный рефлекс. Погладьте ладошку своего ребенка кончиком пальца или вложите в нее свой палец со стороны мизинца и смотрите, как пальчики вашего малыша цепко ухватятся за ваш палец. Иногда младенцы цепляются так крепко, что вы можете частично поднять их с поверхности, на которой они лежат, прежде чем они отпустят вас. (Проводите этот эксперимент только на мягкой поверхности, например на кровати, поскольку ребенок может отпустить ваш палец в любой момент.) Еще одна демонстрация хватательного рефлекса: вложите в ручки ребенка погремушку; обратите внимание, как сложно отнять погремушку у маленького Геркулеса. Хватательный рефлекс наиболее выражен в первые два месяца; к третьему месяцу он начинает ослабевать и к шести обычно исчезает.

Хватательный рефлекс

Выпрямительные (статические, установочные) рефлексы. Направленное на выживание поведение, известное как выпрямительные рефлексы, помогает ребенку научиться держать туловище, голову, руки и ноги в правильном положении, необходимом для дыхания и развития. Положите ребенка лицом вниз и смотрите, как он поднимет головку ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности, и повернет головку в сторону. Если на голову ребенку упадет пеленка или подушка, он может поначалу попытаться втянуть ее в рот, а затем будет энергично вертеть головой из стороны в сторону и махать руками, чтобы стряхнуть пеленку и получить возможность дышать и смотреть.

Рвотный рефлекс. Чтобы ребенок не подавился, пока учится есть и глотать, на его защиту призван рвотный рефлекс, автоматически выталкивающий предмет из глотки ребенка. Если стимулировать заднюю стенку глотки пальцем или каким-либо предметом, нижняя челюсть опускается и язык высовывается вперед и вниз, чтобы вытолкнуть предмет наружу. Рвотный рефлекс остается с человеком всю жизнь, однако выталкивающая язык часть этого рефлекса исчезает примерно к шестимесячному возрасту. Именно из-за этого рефлекса ребенку так трудно проглотить слишком рано вводимую твердую пищу.

Рефлекс фехтовальщика. Когда ваш ребенок лежит на спине, поверните его голову в сторону и смотрите, как он выбросит в ту же сторону ручку и ножку, тогда как с противоположной стороны ручка и ножка согнутся, словно в стойке «к бою» у фехтовальщиков. Этот рефлекс и способствует мышечному развитию младенца, и тормозит его. Он помогает ребенку смотреть на выпрямленную руку перед его лицом и удерживать внимание на игрушке в этой руке. Но он мешает ребенку использовать свои руки, кисти рук и голову для игры посередине, спереди от туловища.

Рефлекс фехтовальщика

Примерно к трем-четырем месяцам этот рефлекс начинает ослабевать, позволяя вашему ребенку держать игрушки перед собой, а также подносить кисть руки к глазам и ко рту.

Шаговый рефлекс. Держите своего ребенка над столом или полом, так чтобы подошва одной его ступни опиралась на поверхность. Несущая вес ступня поднимется, а вторая опустится, словно ребенок делает шаг. Если вы сделаете так, чтобы пальцы ноги ребенка наткнулись на край стола, ребенок поднимет ступню, словно забирается на стол. Этот рефлекс, исчезающий примерно к двухмесячному возрасту, представляет собой любопытную особенность с неясным предназначением.

Шаговый рефлекс

Рефлекс отдергивания. От боли ребенок защищен рефлексом отдергивания. Если уколоть пятку ребенка для забора на анализ крови, что в обязательном порядке проводится в роддомах, нога и ступня согнутся и отдернутся, чтобы избежать боли. Одновременно вторая нога выбрасывается наружу, словно отталкивает причинивший боль предмет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

что делать, если рефлекс слабый или отсутствует

Чтобы новорожденный младенец мог адаптироваться к условиям жизни после родов, у него имеется ряд физиологичных безусловных рефлексов. Проверяя их, врачи убеждаются в том, что с малюткой все в порядке, либо выявляют разные проблемы со здоровьем у крохи. Некоторые из рефлексов очень важны для развития двигательных навыков по мере роста малютки. Одним из таких рефлексов можно назвать хватательный.

Что это

Это один из самых древних рефлексов человека, возникающий сразу после рождения. Его считают физиологичным в возрасте первых трех-четырех месяцев, после чего на базе такого рефлекса формируется навык произвольно захватывать предметы.

Чтобы вызвать данный рефлекс, нужно надавить на ладошку младенца. Кроха сразу же обхватит ваш палец, иногда настолько сильно, что малютку можно будет подтянуть вверх. Аналогичным действием можно вызвать проявление хватательного рефлекса на ногах – если надавить большим пальцем на стопу, пальчики будут сгибаться.

О хватательном рефлексе у новорожденных смотрите в видео.

Стадии развития условного рефлекса

Различают четыре этапа, во время которых формируется условный хватательный рефлекс:

  • 1 этап – на первом-втором месяце жизни. На этой стадии малютка будет захватывать пальцы взрослого при нажатии на ладони рефлекторно и неосознанно.
  • 2 этап – в трехмесячном возрасте. Малыш пока еще не научился осознанно хватать предметы, но оживляется, увидев игрушки, подвешенные над кроваткой. Стараясь завладеть ими, он совершенствует координацию движений рук.
  • 3 этап – с четвертого по восьмой месяц жизни. В этот период младенец учится самостоятельно удерживать любые предметы и игрушки, которые его привлекли. К концу данной стадии кроха довольно хорошо их удерживает, но орудует ручками пока еще недостаточно ловко.
  • 4 этап – с девятого месяца до года. На этой стадии ребенок отлично захватывает предметы, используя для этого обе руки. Нередко, чтобы отнять небезопасный предмет, родителям приходится приложить большие усилия, освобождая его их цепких и сильных ручек карапуза.

Выявление проблем по хватательному рефлексу

  • Если у ребенка возник парез рук, хватательный рефлекс будет ослабленным или исчезнет.
  • Ослабление данного рефлекса отмечают при заторможенности нервной системы, а при повышенной возбудимости реакция будет усиленной.
  • Если физиологичный хватательный рефлекс вызывается в возрасте старше 4-5 месяцев, это может быть признаком проблем с нервной системой.

Что делать, если рефлекс слабый или отсутствует

Отсутствие или слишком слабое проявление хватательного рефлекса у младенца первых месяцев жизни должно стать поводом для более детального обследования крохи. Ребенка должен осмотреть невролог, проверяя и другие рефлексы, чтобы исключить неврологическую патологию.

Иногда на проявление хватательного рефлекса влияет пониженный тонус мышц малютки. Такая проблема решается курсами специального массажа.

Чтобы стимулировать развитие осознанного хватательного рефлекса, родителям следует придумывать больше игр, в которых младенец будет захватывать предметы руками. К примеру, можно положить рядом с малышом яркую игрушку и подождать, когда она очутится в руках карапуза.

Если ребенок к 9-месячному возрасту не научился осознанно захватывать предметы, это тоже должно стать поводом для обращения к врачу.

o-krohe.ru


Смотрите также

Подписка
RSS Feed - Мы и Семья
Обновления в Twitter
Получать на E-mail

Поиск