Мнемоническая техника запоминания


как запоминать английские слова с помощью ассоциаций — Skyeng Magazine

Слова чужой речи для нас поначалу — просто набор звуков. И удерживать их в памяти их очень сложно. Можно весь день просидеть над словарем, а через неделю обнаружить, что в памяти не осталось ровным счетом ничего. Для запоминания лексики придумано множество разных хитрых методик. И одна из них — мнемотехника.

Вы точно сталкивались с этим методом раньше — когда в детском садике запоминали цвета радуги или в младших классах при изучении падежей. «Каждый охотник желает знать где сидит фазан» — это пример из арсенала мнемонической техники.

Суть метода заключается в том, чтобы подвести под информацию, которую трудно запомнить просто так, логическую «подпорку». Нужно найти какие-то ассоциации с незнакомым словом — настолько яркие, чтобы при мысли об ассоциации в памяти тут же всплывало и само слово, и его смысл.

Когда мы смотрим на слово в словаре, мы видим только буквы — бессмысленную последовательность графических знаков. Запомнить их так же трудно, как случайную цепочку цифр. Но если привязать слово к визуальному или звуковому образу, оно перестанет быть шифром. Вспомнив картинку или звук, вы вспомните и само слово. Такие ассоциативные связи чрезвычайно прочны: скорее всего, вы не помните размер и цвет кубиков с азбукой из вашего детства, но припоминаете, что на кубике с буквой «А» был нарисован арбуз.

Именно этот эффект используется, например, в приложении онлайн-школы Skyeng. Чтобы лексика запоминалась лучше и оставалась в памяти надолго, каждому слову подобрана своя карточка, которая содержит не только перевод и транскрипцию, но и специальные подсказки — гифки, картинки, коротенькие видео, связанные по смыслу с этим словом. Эти хитрости позволяют студентам запоминать 10-30 новых слов в день.

Существует и очень креативный способ запоминать английские слова, подбирая к ним русские созвучия. Представьте, что вам нужно запомнить слово clever («умный»). По звучанию оно очень похоже на русское слово «клевер». И фраза «УМНАЯ корова ест КЛЕВЕР» поможет вам запомнить не только слово, но и его перевод. Поздравляем, прочитав этот абзац, вы уже никогда не забудете, что значит clever.

А сейчас — немного магии. Если вы не верите, что в день можно запоминать около 20 слов, прочитайте наши подсказки, представьте ситуации, которые описывают фразы, и проверьте себя через несколько дней. Гарантируем, вы сможете вспомнить все эти английские слова, даже если прежде никогда с ними не сталкивались.

[пробабли]

Whatever [вотэва] — любой: «В ОТТАВЕ ЛЮБОЙ — хоккеист»

Еagle [игл] – орел: «когти ОРЛА — это 10 ИГЛ»

Age [эйдж] — возраст: «на бЭЙДЖе указан возраст»

[энт]

Addict [эдикт] — наркоман: «а ЭДИК-ТО — НАРКОМАН»

Whistle [висл] — свисток: «СВИСТОК ВИСЕЛ у судьи на шее»

Tired [тайэд] — усталый: «так УСТАЛ, что ТАЕТ»

[рэйс]

To chase [чейз] — преследовать: «ЧЕЙ Заяц преследует меня?»

Puddle [паддл] — лужа: «он ПАДАЛ в ЛУЖУ много раз»

Rain [рейн] — дождь: «после ДОЖДЯ РЕЙН вышел из берегов»

[расберри]

To cease [сиз] — прекращать: «СИЗая птица прекратила петь»

Bridge [бридж] — мост: «на МОСТУ играют в БРИДЖ»

To spot [спот] — замечать: «не заметил и СПОТкнулся»

[кот]

To run [ран] — бегать: «ученые РАН советуют БЕГАТЬ»

Intend [интенд] — намереваться: «ИНТЕНДант НАМЕРЕН навести порядок»

Fair [фэйр] — ярмарка: «ФЕЙЕРверки на ЯРМАРКЕ»

У нас в запасе еще очень много таких подсказок, и все они используются в приложениях Skyeng для запоминания слов. Записывайтесь на бесплатный вводный урок и начинайте пользоваться этими полезными инструментами.

Записаться на бесплатный урок

Ученики Skyeng получают доступ не только к «умным» мобильным приложениям, но и целой экосистеме других штук для обучения — подкастам, онлайн-кинотеатру с субтитрами, разговорным клубам, вебинарам и рассылкам. 

magazine.skyeng.ru

Читать книгу Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления

Марат Зиганов, Владимир Козаренко МНЕМОТЕХНИКА Запоминание на основе визуального мышления

В пособии изложены основные положения мнемотехники и способы запоминания наиболее распространенных видов информации.

ВВЕДЕНИЕ

Предисловие

Энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники:

Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно: ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемонику) включает: Сенеку, Августина, Симплиция, Квинтилиана, Хармада и Метродора из Скепсиса, Семонида Кеосского, Марциана из Карфагена, Альберта Великого и Фому Аквинского, Джакопо Рагоне, Ромберха, Джулио Камиллу, Раймонда Луллия, Джордано Бруно (Тени, Цирцея, Печати, Статуи, Образы), Петра Рамуса, Перкинса, Кампанеллу, Ламберта Шенкеля, Адама Бруксия, Лейбница, Бэкона, Декарта.

Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал? Ничего подобного.

Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более.

В литературе описаны случаи проявления феноменальной памяти. 26-летняя китайская телефонистка из Харбина помнила 15 000 телефонных номеров 10 городов Китая.

Доминик о'Брайен из Великобритании запомнил последовательность карт в 40 различных колодах лишь с одной ошибкой. Причем каждая карта была показана ему только один раз. Рекорд установлен им 26 ноября 1993 года в студии «Би-би-си» в Элстри (Великобритания). 25 марта 1994 года на презентации мировых рекордов Гиннеса Доминик запомнил последовательность карт в одной колоде за 43, 59 секунды (продемонстрировав скорость запоминания 0, 84 секунды на одну карту).

Двадцатитрехлетний индиец С. Махедеван, студент-психолог из города Мангалур, установил мировой рекорд памяти в запоминании цифровой информации. За три часа и тридцать девять минут он запомнил и повторил наизусть 31811 цифр. Прежний рекорд составлял 28013 цифр за 9 часов 14 минут. Если предположить, что запоминание цифр осуществлялось на основе деления ряда на трехзначные, числа-образы, то в первом случае скорость запоминания составила 1, 2 секунды, а во втором - 3, 6 секунды на один зрительный образ, в котором закодированы сразу три цифры.

В этих рекордах поражает высокая скорость запоминания, т. е. среднее время, затраченное на запоминание одной единицы информации.

Как видите, интерес к мнемотехнике в настоящее время не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки.

Учебные упражнения, выполняемые обучающимися в «Школе рационального чтения» на курсе мнемотехники, состоят из сотен цифр, которые запоминаются без ошибок. Очень точно запоминаются и другие сведения: слова, буквосочетания, телефонные номера, исторические даты, фамилии и имена, названия и иностранные слова - информация, приблизительное запоминание которой не имеет смысла.

О содержании курса мнемотехники

Мнемотехника основана на нескольких простых принципах. Процессом запоминания можно управлять сознательно, если запоминание осуществляется в зрительной анализаторной системе. Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «Соединение образов». Для быстрого преобразования любых видов информации в образы, применяется ограниченный набор приемов кодировки. Длительность сохранения сведений в памяти зависит от частоты активизации запомненной информации. При необходимости эта информация в зрительных образах может быть переведена на рефлекторный (автоматический) уровень припоминания. В этом случае запомненные сведения припоминаются очень быстро и освобождаются от вспомогательных зрительных образов.

Возможности запоминания с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти. Так, для человека практически невыполнима задача запоминания двухсот цифр. Овладевшие методами мнемотехники запоминают такой объем точных сведений всего за 10-15 минут.

Объем запоминаемых с помощью мнемотехники сведений ограничен низкой скоростью запоминания (норматив - 6 секунд на запоминание одного образа) и утомлением, возникающим в процессе запоминания. Однако, как показывает практика, такой скорости более чем достаточно для запоминания сведений, встречающихся в учебном процессе и в повседневной жизни.

Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации. Поэтому чем сложнее информация с точки зрения нормальной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники.

На первых пяти занятиях вы узнаете и освоите базовые приемы запоминания, основанные на возможностях визуального мышления. Эти приемы отрабатываются на большом количестве бессмысленной и логически не связанной информации. Вы научитесь запоминать разными способами длинные последовательности слов, абстрактных понятий, географических названий, бессмысленных буквосочетаний, двузначных и трехзначных чисел.

После того, как у вас сформируются начальные навыки запоминания, вы станете последовательно изучать и отрабатывать разнообразную технику запоминания. Вы узнаете, как запоминать отдельные исторические даты и целые хронологические таблицы. Научитесь запоминать телефонные номера по порядку и в алфавитной последовательности. Вы сможете удерживать в своей памяти целые блоки информации о людях (Ф.И.О., адреса, телефоны, номера их автомобилей), познакомитесь с техникой запоминания иностранных слов и знаковых систем языков (транскрипция, хирагана японская азбука - и пр.). Методы мнемотехники помогут лучше запоминать текстовую информацию небольшого объема (в пределах параграфа учебника). Вы научитесь запоминать многочисленные анекдоты, сможете запомнить быстро и без ошибок 200-400 случайных цифр.

В процессе обучения у вас сформируются навыки запоминания, без которых мнемонические методы работают крайне медленно, а чаще - вообще не работают. Например, техника запоминания иностранных слов достаточно проста, но при условии, что вы уверенно владеете базовыми приемами кодирования информации в образы и образуете связи между образами достаточно быстро и надежно.

Запоминание - это навык. И этот навык может быть определен с высокой точностью по скорости, объему запоминания и по количеству ошибок. Для контроля результатов обучения применяется специально разработанная программа «Мастер запоминания», контролирующая возможности вашей памяти с точностью до сотых. Человек, не обученный технике запоминания, не может запомнить даже вводный тест из 20 двузначных чисел, тогда как прошедшие курс обучения уверенно запоминают сотни цифр.

Особо отметим, что данный курс мнемотехники - базовый, в нем представлены основные и наиболее простые приемы, методы и техника запоминания. В этот курс не входит изучение системного запоминания, запоминания больших объемов смысловой информации (подготовка к устным выступлениям), принципов форми

www.bookol.ru

Мнемоника, мнемотехника и приёмы запоминания

Память человека удивительна по своей природе. Случается так, она закладывает в файлы долговременные то, что надо бы быстрее забыть, а то, что очень нужно помнить, выводит в слепую зону. Прикладывая массу усилий и ресурсов, всё же удаётся потянуть за ниточку и вывести событие на территорию внимания и осознания. Это было замечено ещё в дописьменный период развития человечества. Шаманы и жрецы, позже монахи и священнослужители держали огромные объёмы информации в своих головах, пользуясь «наукой образности».

Первая книга о тренировке памяти была напечатана во Франции под названием «О тенях идей», автор – Джордано Бруно.

С древних времён люди поняли, что запоминание может случиться не произвольно, а можно, применив волю и стремление, пользоваться информацией всю жизнь.

Цифры, события, люди, факты, воспоминания – всё перепуталось в голове и начинает раздражать. Проблемы с памятью? Есть решение! Тренировка памяти.

Психический процесс запоминания напрямую связан с органами чувств и воображением:

  • больше впечатлений и ассоциаций, ярче воспоминание;
  • сильные визуальные, аудиальные и кинестетические переживания легче переходят в долговременные структуры;
  • замена фактов (объектов) на представления и понятия, памятнее впечатляющие образы.

Хотите помнить всё и всегда? Реальная боевая задача. Простое зазубривание сотрёт информацию через несколько дней, осмысленное оставит навсегда. Огромное количество техник, приёмов и упражнений разработано на данный момент, чтобы натренировать память. Одна из них мнемотехника.

Понятие мнемотехники

Что вы желаете помнить? Номера телефонов, правила языка, шутки и анекдоты, конспекты, планы и разное другое. Мнемоника – мнемонические приёмы запоминания. Они вас удивят и порадуют. Например, 100 слов с интервалом в 7 секунд легко запишет ваш мозг в память.

Мнемотехника – это мнемонические приёмы и методы запоминания различной информации, используя особенности психических механизмов через ассоциативные ряды, увеличивая объём памяти. Это как «система внутреннего письма».

Например, одно из явлений восприятия – синестезия – проявляется в том, что раздражение одного органа чувств вызывает ощущения в другом органе чувств. Так, и возникают мнемонические цепочки, связка образов для запоминания, которые можно воспроизвести как в прямом, так и в обратном порядке.

Рассмотрим основные техники, приёмы и методы, хотя разработано их специально великое множество, целые циклы и серии для тренировки памяти. Иногда в рекомендательной литературе используют понятие «мнемоника», что, по сути, одно и то же, совокупность приёмов и методов для мнемонической тренировки памяти.

В основе главного мнемонического принципа лежит замена достаточно абстрактных объектов образами-ассоциациями через визуальное, аудиальное или чувственное представление. Важно создать связанную цепочку, яркий информационный ряд, для простоты запоминания.

Основные приёмы запоминания

Набор унифицированных приёмов и техник достаточно обширный. Основан на свойстве психики запоминать быстро связь между воспринимаемыми образами. Обычная скорость – 6 секунд на запись в память одного образа.

  • Ассоциации. Найти яркую необычную ассоциацию во фразе или картинке по данной информации.
  • Буквенный код. Создание ассоциативных смысловых фраз, используя первые буквы из информации.
  • Рифмы. Придумывание пар слов и стихотворений с предложенной информацией.
  • Созвучие. Термины и иностранные слова соединять с уже известными и созвучными.
  • Римская комната. Метод Цицерона. Размещение запоминаемых объектов в хорошо известном пространстве.
  • Метод Айвазовского. Тренировка зрительной памяти мнемоническими приёмами.

Запоминание цифр

Эти приёмы и упражнения пригодятся, когда запомнить нужно быстро и ненадолго. Выучить всю математику или физику не получится, а вот необходимую информацию к экзамену да.

Самая популярная и древняя мнемотехника – создание цифробуквенного кода. Каждой цифре соответствует определённая буква. Большие цифры – длинные слова, словосочетания и даже истории.

Сам код при этом хорошо заучивается.

Например, необходимо запомнить число 386145.

  1. Разбиваем число на пары: 38-61-45.
  2. Производим перекодировку с буквами: 38 – с и т; 61 – р и з; 45 – п и в.
  3. Составляем слова: например, «Сто РаЗ ПраВ».

Цифры можно запомнить связанными ассоциациями – метод вешалок. Вешалка – слово, «приклеенное» к цифре. Например, 1 – образ цветка, 3 – образ поля, 7- образ вазы. 137 – история о попадании цветка в вазу.

Цифра – образ. Приём, в котором каждая цифра через свою форму написания связывается с похожим образом их жизни. Например, 0 – солнце, 8- неваляшка, 2 – лебедь. Из образов составляют интересную яркую историю.

Метод О’Брайнера. Запоминание чисел через известных людей. Например, 4 – Жириновский, 7 – Шарапова. 47 – Жириновский с теннисной ракеткой на корте.

Запоминание имён и лиц

Нам приятно, когда помнят имя. Запоминать людей, с которыми познакомились – полезное упражнение для памяти.

Проявление интереса, обращаясь по имени к человеку, во время общения. Полученная информация пойдёт в основу ассоциаций. Например, Максим – лучший гитарист в городе.

Ассоциация с уже знакомыми людьми. Например, тёзки или родственники с таким же отчеством. Помогут имена известных личностей, актёров, политиков, музыкантов.

Модификации имени. Например, Максим, Макс, Максимка, Максютка.

Письменное имя. Визуальное представление, как могло бы быть оно написано. Например, Макс: крупные четыре буквы красного и синего цвета.

Трансформация фамилии. Зрительная ассоциация модификации фамилии. Например, Шахов: падишах в шатре или шах, поставленный королю на шахматной доске.

Запоминание исторических фактов

Запомнить даты к экзамену по истории или даты в жизни вашей семью помогут простые упражнения мнемотехники.

Важно выстроить все даты в ассоциативный ряд, что зачем шло.

Например, 1945 год – окончание Великой Отечественной войны. 1 – красный флаг, 9 – Берлин, 4 – четыре долгих года, 5 – отлично. Великая Отечественная – башня и народ. Война – огонь. Связываем всё в одну картинку: Красный флаг на башне в Берлине, внизу костры и люди, кричат слово «отлично».

Мнемонисты и их соревнования

В 1991 году прошёл первый мировой чемпионат по запоминанию, теперь проходит в 30 странах мира. Первым победителем стал британец Доминик О’Брайен. В чемпионате есть даже свои мнемотехнические дисциплины: слова, имена, даты, карты, цифры, абстракции и другие.

Самым известным мнемонистом был репортёр одной из газет Шершевский. Память у него была феноменальной, в основе которой лежало уникальное воображение. Несколько лет его феномен и технику изучал советский психолог А. Р. Лурия впоследствии написавший книгу «Маленькая книга о большой памяти» (1968 г.).

Шершевский никогда не записывал раздаваемые редактором задания: адреса, имена, маршруты. Тренировка памяти мнемотехника шла на рабочем месте. Удивлённый памятью сотрудника редактор и направил Шершевского к Лурия. Там пришлось пройти ряд очень сложных тестов, которые подтвердили безграничность объёма его памяти.

Мнемонист легко связывал высокие звуки и яркие краски, цифры с людьми, ощущения поверхности со вкусом, используя мнемотехнические приёмы. Свои способности он даже демонстрировал на сцене.

Жить с таким воображением было сложно, образы сталкивались и перемешивались, когда Шершевский воспринимал очень простой материал не для запоминания. В его памяти было очень много ненужной информации, пока не нашёл для себя простой образ: грифельная чёрная доска и тряпка. И это сработало!

Пытаясь оценить свою память, мы сравниваем её с памятью других людей. При этом мы не знаем, хороша она или не очень. В результате получаем искажённое представление, забывая об уникальных способностях своей психики.

psiho.guru

Читать книгу Учебник мнемотехники

Козаренко В.А. Учебник мнемотехники

Система запоминания «Джордано»

Сайт Mnemonikon ()

Москва, 2007 Глава 1 Вводные статьи 1.1 Система запоминания «Джордано»

Добро пожаловать в систему запоминания «Джордано», созданную в 1990 году. Это самая развитая и самая практичная система запоминания. Она специально была разработана для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в повседневной жизни и в процессе обучения различным дисциплинам. В отличие от других систем запоминания, система «Джордано» свободна от излишних и непрактичных приемов.

«Джордано» представляет собой венец многолетних систематических разработок. Её практической основой служат принципы классической мнемотехники и элементы системы запоминания Джордано Бруно. Теоретическая основа - оригинальная модель памяти, разработанная на основе современных представлений о квазиголографической природе работы мозга.

Приемы запоминания, существующие в разных системах и школах памяти мира, были систематизированы, доработаны и объединены в одну целостную систему, дабы удовлетворять трём основным критериям: простоте, универсальности и эффективности.

«Простота» означает, что методы запоминания легки для освоения и «прозрачны» для понимания принципа их действия. Под «универсальностью» подразумевается, что система позволяет запоминать практически любую информацию. И «эффективность» гарантирует вам полный контроль над процессом запоминания и сохранения информации в мозге.

Система «Джордано» направлена, прежде всего, на запоминание логически связанной информации, каковой, в частности, являются: телефонные номера и адреса, фамилии и имена, точные даты и географические названия, анекдоты и энциклопедические сведения, тексты, лекции и доклады. Тем не менее, система позволяет эффективно запоминать и логически не связанную информацию: цепочки слов, чисел, карт, буквосочетаний.

Большинство людей не понимают, что приемы запоминания представляют собой лишь малую часть того, что нужно знать для эффективного запоминания. Большое значение имеют: формирование навыка запоминания, достигаемое путем последовательной отработки каждого отдельного приема, выполнение дополнительных психотехнических упражнений, направленных на развитие визуального мышления и устойчивости внимания, тщательный контроль питания, от которого зависит не только работоспособность мозга, но и здоровье человека вообще.

Существует стойкое заблуждение, что, занимаясь мнемотехникой можно легко перегрузить свой мозг информацией. Распространению такого мнения способствовала книга А.Р.Лурия «Маленькая книжка о большой памяти», где тогда еще молодой психолог описывал возможности памяти мнемониста Шерешевского. Тот якобы жаловался на постоянные головные боли. Сейчас трудно судить, от чего болела голова у Шерешевского. Зато совершенно определенно можно сказать, что мозг практически невозможно перегрузить информацией, так как информация появляется в вашем мозге только в момент ее припоминания. До этого момента информации в мозге нет.

Усталость, возникающая у человека в процессе умственных занятий, связана не с перегрузкой памяти, а с общим утомлением организма. Так как поддержание внимания на выполнении любого действия требует определенного напряжения и затрат энергии.

1.2 Научная обоснованность

Не зная механизма фиксации информации мозгом, нельзя создать эффективную систему запоминания. В системе «Джордано» дается описание механизмов памяти. Выделяется два механизма фиксации связи мозгом, которые называются «электрическая память» и «рефлекторная память».

Описывается механизм понимания текстовой и речевой информации и приводится простая схема работы воссоздающего воображения.

Основой мыслительных процессов человека считается визуальное (образное) мышление. Речь рассматривается как средство коммуникации, предназначенное для «вывода» информации из мозга и передачи ее в другой мозг. Использование речевого мышления (внутреннего говорения) не рекомендуется по причине того, что в автоматических речевых конструкциях часто содержатся ложные взаимосвязи, ведущие к неверным умозаключениям. Речевое мышление медленное и «тормозит» запоминание.

Вводится понятие «точной» или «знаковой» информации, которая специально не выделяется академической психологией.

Объясняется реакция мозга на разные виды информации: почему одни сведения запоминаются автоматически, а другие «не хотят» запоминаться.

1.3 Философские аспекты

Специфически рассматривается слово «логика». Любая связь, созданная мозгом автоматически, или созданная вами сознательно, считается логической.

Дается специфическое толкование понятию «информация». Выделяется информация «для человека» и информация «для мозга». В общем смысле под информацией понимается безграничное разнообразие комбинаций повторяющихся элементов, количество которых ограничено.

Объясняется понятие «смысл запоминания». Смысл запоминания - это последовательное соединение элементов отдельной информации.

Дается толкование слову «понимание». Под «пониманием» подразумевается представление в воображении группы пространственно организованных зрительных образов.

1.4 Система запоминания

Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.

Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

· кодирование элементов информации в зрительные образы;

· собственно сам процесс запоминания;

· запоминание последовательности информации;

· закрепление информации в мозге.

Приемы запоминания систематизированы по этим четырем этапам.

Вводится понятие ассоциации, как группы образов, в которых закодирована информация. В системе «Джордано» понятие «ассоциация» отличается от понятия «соединение образов».

Четко обозначена основная мыслительная операция, ведущая к сознательному включению процесса «память» - операция «Соединение образов».

Обозначены два возможных способа запоминания последовательности информации.

Широко используются образные коды, как инструменты скоростного запоминания.

Система кодирования чисел в образы основана на следующем буквенно-цифровом коде: 1-гж, 2-дт, 3-кх, 4-чщ, 5-пб, 6-шл, 7-сз, 8-вф, 9-рц, 0-нм. Разработаны и даются в виде справочника образные коды двузначных чисел и образные коды трехзначных чисел.

СОСТАВЛЕНИЕ ФРАЗ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ И РАССКАЗОВ В СИСТЕМЕ «ДЖОРДАНО» НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ.

В ДАННОЙ СИСТЕМЕ СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ЭМОЦИИ НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАПОМИНАНИЮ И ТОЛЬКО МЕШАЮТ ЗАПОМИНАНИЮ.

Для построения систем вспомогательных опорных образов (локи) используются комбинации десяти различных приемов запоминания последовательности.

Текстовые сведения запоминаются не дословно, но очень близко к тексту, с сохранением последовательности абзацев и всей точной информации абзацев. Тексты запоминаются по принципу «от частей к целому». Чем больше в тексте точных сведений, тем более точно его можно запомнить. Наиболее удобны для запоминания тексты гуманитарных дисциплин.

Дословное запоминание текстов на незнакомом языке данной системой не рассматривается.

Запоминание стихов не рассматривается, так как считается, что создание стихотворения - это и есть, пусть сложный, но мнемонический прием дословного запоминания прозы.

Вводится понятие «навык запоминания» как динамики процессов визуального мышления и внимания. Разработан компьютерный тест для проверки навыка запоминания. Тест позволяет сравнивать навык запоминания разных людей при существенных разбросах параметров скорости, объема и ошибок. Навык запоминания выводится как «Коэффициент увеличения способности запоминания» по сравнению с нормой (человек, не обученный технике запоминания).

Обоснованы и разработаны способы «доводки» информации до рефлекторного уровня припоминания. В таком

www.bookol.ru

Техники запоминания

Россия, Москва

Каждый день мы сталкиваемся с огромными потокам различной информации: текстовой, графической, цифровой, аудио или видео. Как быть, если возникла необходимость эту информацию сохранить, но под рукой не оказалось ручки и записной книжки? Отвечая на этот вопрос, некоторые из вас вспомнят, что существую специальные способы, которые позволяют сделать запоминание быстрым и эффективным….

Читать полностью

Россия, Москва

Из этой статьи вы узнаете, как запоминать по методу локаций “Микроскоп”, что является одним из часто используемых способов мнемотехники. Рассмотрим в чем заключается его суть, какие можно выделить минусы исходя из практического применения, а также коснемся его положительных сторон. Суть метода “Микроскоп” Микроскоп — это один из способов выделения локаций….

Читать полностью

Россия, Москва

В этой статье речь пойдет об одном из лучших методов запоминания информации в долговременную память, существующих в мнемотехнике. Он носит название метод “Локаций”, также известный как: “Чертоги разума”, “Дворец памяти”, метод “Цицерона”, “Римских комнат”, метод “Локусов”, техника дорог, опорных образов. Несмотря на такое разнообразие названий, суть его одна и заключается…

Читать полностью

Россия, Москва

Существует множество эффективных методов для запоминания информации. Один из доступных и не требующих специальной подготовки называется «Цепочка». Его можно применять для запоминания любой последовательности. Например, списка покупок или слов, названий и порядка планет солнечной системы. В чем заключается суть метода «Цепочка»? Цепочка – это связь визуальных образов друг с другом…

Читать полностью

Россия, Москва

Каждый раз, изучая интересующий нас материал, мы сталкиваемся с необходимостью в его повторении, что требуется для лучшего усвоения и запоминания. Бывает, что спустя определенное время, в нашей памяти не остается и следа от нужной информации. После таких ситуаций встает вопрос о способе, который позволит работать с большими объемами данных, сохраняя их…

Читать полностью

Россия, Москва

В этой статье вы узнаете об одном из самых популярных методов запоминания информации «История». Он является не самым эффективным, но при этом, даёт свои результаты. Им можно легко запоминать небольшие последовательности. Например, списки слов, покупок или распорядок дня. Однако к сложным видам информации, таким как числа, буквы, длинные последовательности, он мало…

Читать полностью

Россия, Москва

В Новом году мы хотим начать жизнь с чистого листа, и так как Вы интересуетесь темой развития памяти, я обобщил главные причины, почему мои ученики не достигают результатов в области эффективного запоминания и изучения языков Вот главные препятствия: 1. Нестабильный ритм Сначала все начинается хорошо – первые занятия проходят продуктивно…

Читать полностью

Россия, Москва

Из этой статьи Вы узнаете, как можно легко запоминать правильное написание слов. Речь пойдёт об одной  простой технике, которая позволит вам запоминать правильное написание слов, например две буквы «н» пишется, или одна буква «н»; буква «ё», или буква «о»; буква «а», или буква «о»; две буквы «л», или одна буква…

Читать полностью

Россия, Москва

Если Вы читали мои статьи по запоминанию или смотрели видео на Ютуб канале про развитие памяти, то помните, что я даю примеры образов/слов для запоминания разных видов информации. При этом в вебинарах или в тех же статьях я упоминаю, что образы, которые Вы самостоятельно придумываете работают для запоминания эффективнее, чем…

Читать полностью

Россия, Москва

О запоминании текстов Мало кто знает о том, что при чтении текста большая часть из него автоматически запоминается мозгом. К сожалению, воспроизвести нам удается только малую часть то, что мы прочитали. Вспомните, бывали ли у вас ситуации, когда вы слышали какую-либо историю или анекдот от других людей и понимали, что…

Читать полностью

zapomnivse.com

МНЕМОТЕХНИКА...или главный секрет полиглотов!

Реально ли запомнить иностранное слово с первого раза на всю жизнь, потратив всего 90 секунд? Да! И вот вам пример.

 

В английском языке слово "lake" (произносится "лейк") переводится как "озеро", а по произношению оно похоже на русское "лейка". Представьте как вы пытаетесь лейкой вычерпать озеро день за днем, год за годом и в конце концов упахавшись с погнутой лейкой в руках восклицаете: "Лейкой озеро не вычерпать".

мнемотехника для слова lake("лейк") – "Лейкой озеро не вычерпать"

Теперь, когда вы услышате слово "lake" или мысленно произнесете его, то вместо того, чтобы пытаться вспомнить то, что оно означает, вы вспомните то, что оно похоже на "лейка". Потом вспомните, как тяжело вычерпать лейкой озеро и таким образом придете к значению слова - озеро. В мнемотехнике это называется созданием ассоциаций.


Стоит ли использовать мнемотехнику?

В конце концов, не столь сложно использовать мнемотехнику, составлять и запоминать ассоциации, сколько сложно запоминать иностранные слова "по честному", без мнемотехники.

Мнемотехника использует в наших интересах то, что мы знаем о памяти: мы естественно запоминаем истории, особенно яркие и странные.

Ваша память является особенно восприимчивой к историям. Мы передавали хронику событий прошлого от поколения к поколению через истории. Мы преподаем уроки детям историями. И опытные ораторы знают, что истории важны для убедительно изложения свою точку зрения и того, чтобы убедить аудиторию в своей правоте.

Мнемотехнические ассоциации остаются в памяти дольше, чем зубрежка.

Чем больше времени, вы тратите на заучивание слова, тем глубже оно проникает в вашу память. Однако, только видеть или произносить слово не достаточно: Ваш мозг будет скучать и начнет думать о других вещах. Истории и входящие в них ассоциации - основа мнемотехники. Истории  концентрируют Ваши мысли на том, что вы хотите запомнить, при этом лишь тонко намекая на то, что вы хотите, чтобы ваш мозг помнил.

Попытайтесь запомнить, что “punish”(произносится "па'ниш") означает "наказывать". Что ваш ум пытается сделать, чтобы связать слово и его перевод? вы можете попытаться повторить слова много раз. Таком метод в простонародии называется "зубрежкой". Она полезна, когда вы должны на короткое время запомнить номер телефона, чтобы быстро перезвонить, но если вы хотите запомнить что-то надолго, то это очень трудный способ.

мнемотехника для этого слова: “punish”("па'ниш") – Пан нищего наказал.

Мнемоника превращает прыжок между двумя этими на вид не связанными словами в маленькие простые шаги:
3 Шага мнемотехники:


Мнемотехника - Шаг 1: Запомните слово-ассоциацию.

Самая важная особенность слова-ассоциации состоит в том, что оно звучит подобно иностранному слову, которое вы хотите запомнить. Поэтому его легко вспомнить, когда вы слышите или читаете иностранное слово. Когда вы слышите слово “lake”, вам на ум должна сразу же прийти лейка. Хорошее слово-ассоциация должно сразу вспоминаться, когда вы слышите иностранное слово.

В шаге 1 вы не должны беспокоиться по поводу запоминания значения иностранного слова, концентрируйтесь только на словах-ассоциациях.

Мнемотехника - Шаг 2: Запомните Историю

Как только вы вспомните слово-ассоциацию, это сразу должно напомнить вам о маленькой истории, которую вы составили и в которой присутствует запоминаемое слово и слово-ассоциация. В нашем примере "лейка" напоминает нам о вычерпывании озера лейкой. Представьте эту историю максимально ярко и красочно: представьте простор озера, как выглядят его берега, постарайтесь ощутить тяжесть лейки и т.д.

Причина, почему составлять такие истории легко в том, что наш мозг хранит большое количество ассоциаций для каждого слова на родном языке. Вы, бывали на озерах видели их в кино, читали о них в книгах. С лейками вы тоже наверняка имели дело. История использует в своих интересах эти существующие ассоциации и прокладывает через них путь в вашу память.


Мнемотехника - Шаг 3: Запомните Значение

Как только вы вспомните историю, и место, в котором она происходит, история должна напомнить вам о значении иностранного слова. Что лейка делает в истории? С трудом вычерпывает воду.

Вот именно! Через 3 шага мнемотехника помогла вам перейти от “lake” до, "озеро”.

Не замедлит ли мнемотехника мою речь?

Отлично, скажете вы, мнемотехника хороша для первоначального запоминания слова, но что относительно того, когда вы пытаетесь говорить на языке? Если бы вы тратили время на вспоминания истории для каждого слова, то вы не были бы в состоянии говорить и воспринимать информацию на иностранном языке достаточно быстро.

К счастью, вы не должны будете использовать мнемонику всегда. Они действуют как временные леса, и они отпадут со временем. Вы не всегда будете проходить все 3 шага с каждым словом. Например, в вашей памяти могла бы прокрутиться связь:

Слово-асооциация -> История -> Значение

Но, в конечном счете это будет:

Слово-асооциация -> Значение

и наконец, вы будете в состоянии непосредственно вспомнить значение:

-> Значение

 

Я должен использовать мнемотехнику для всех слов?

Вы можете подумать, что, я, возможно, только что выбрал лучший пример применения мнемотехники и задаться вопросом: На какое количество слов это будет работать? Это - все еще нерешенный вопрос. Однако, я могу дать вам некоторые рекомендации.

Пользуясь мнемотехникой для изучения английского языка я встречал совсем немного слов  (2 или 3 на сотню), у которых нет хороших ассоциаций. Самвел Гарибян – мастер мнемотехники и рекордсмен Гинеса по запоминанию иностранных слов, написал книгу, в которой содержатся ассоциации для двух тысяч английских слов. Этого достаточно для построения "лексического скелета", который позволит вам понимать процентов 90 услышанного или прочитанного. А когда с помощью мнемотехники вы сформируете необходимый словарный запас, чтобы при чтении книг не слишком часто обращаться к словарю, вы можете расширять словарный запас, читая тексты на иностранном языке (подробнее про изучение языка через чтение в статье "5 суперметодик для быстрого изучения английского").

Ассоциацию не всегда легко придумать. Иногда вам нужно творчески подойти к делу. К счастью, русский язык велик и могуч и нужное слово всегда найдется.

Что, кроме мнемотехники нужно для изучения слов?


Важно учиться общаться на иностранном языке, формируя собственные предложения. Однако, в начальных стадиях изучения языка, понимание речи на слух и чтение играют большую роль, чем разговор и письмо. И здесь мнемотехника вам поможет.

В конечном счете, после долгой практики, вы будете помнить значения слов, не используя мнемотехнических "строительных лесов". И в тот момент, когда слово станет легко вспоминаемым, вы будете готовыми использовать его в формировании ваших собственных предложений.

Мнемотехника действительно работает?

Ну, попробуйте вспомнить значение слова “lake”? Если вам удалось, то мнемосхема сделала свою работу. Вместо того, чтобы сидеть и повторять слово десятки раз, вы выучили его за один раз, и для этого потребовалось только прочитать мнемотехнический пример. Что еще более важно, вы запомнили это слово глубже и крепче, чем если бы зубрили его и не использовали мнемотехнику, а это значит, что вы сможете вспомнить перевод даже спустя некоторое время.

+1 эффективный метод.

Итак, вы узнали о мнемотехнике, методе, который позволит вам тратить значительно меньше усилий на запоминание иностранных слов. Суть мнемотехники в создании ассоциаций и историй. Мнемотехника так эффективно потому, что ассоциации это естественный для нашего мозга механизм запоминания информации. Этим мнемотехника противоположна зубрежке, зубрежка это, по сути, насилие над мозгом. Мнемотехника особенно эффективна на ранних стадиях изучения языка. Читайте так же о других эффективных методах изучения иностранного языка.

pcards.hreminder.com


Смотрите также

Подписка
RSS Feed - Мы и Семья
Обновления в Twitter
Получать на E-mail

Поиск