Как объяснить ребенку что нельзя уходить с чужими людьми


7 правил, которые должен усвоить ваш ребенок, чтобы защитить себя от незнакомцев

Сотни незнакомцев вы и ваш ребенок встречаете ежедневно на улице, в торговых центрах, поликлиниках, кафе и т.д. На вид обыкновенные и даже очень приятные люди могут на поверку оказаться преступниками. В наше время частыми стали случаи, когда детей похищают прямо из под носа родителей, как только малыши теряются из виду. Причем происшествия, когда детей забирают силой, встречаются реже, чем когда они сами идут за чужаком. Дети очень доверчивы по своей сути, они легко ведутся на уговоры, заманчивые предложения, а стоит незнакомцу сообщить, что он друг родителей, так и вовсе согласны последовать за преступником.

Насколько бы вы не были бдительными родителями, постоянно следить за чадом невозможно.

Поэтому так важно рассказать ребенку, как относиться к незнакомым, что делать, если тебя уводят, уговаривают и просят о чем-либо.

1. Кто такой незнакомый человек

Подобные темы для разговора уже можно поднимать, когда вашему крохе исполнилось три года, даже в таком нежном возрасте дети способны воспринимать  данную информацию.

Подробно расскажите ребенку, кто же такой незнакомец. Зачастую, в представлении детей человек, желающий тебе зла, некрасив, обладает суровой подозрительной внешностью. Этот стереотип малыши берут из сказок и мультфильмов, и действительно, какой сказочный злодей представляется обычным человеком.

Вы должны объяснить ребенку, что незнакомец, это любой человек, которого малыш не знает. Если чужой дядя или тетя говорят, что ребенок просто забыл его, то это все равно незнакомый человек.

Научите ваше чадо, ни при каких условиях не садиться в машины, не идти за чужаками и не помогать им, а еще лучше вообще не разговаривать без вашего присутствия, а сразу скрыться из виду.

Нормальным взрослым людям ничего не нужно от маленьких детей, и они сами не станут приставать с расспросами без присутствия родителей малыша.

Не стоит слишком запугивать ребенка, чтобы он не шарахался в сторону от каждого человека на улице.

2. Обсудите сценарии

Не каждый взрослый может безошибочно определить опасную ситуацию и человека, что уж говорить о ребенке. Поэтому лучше всего заранее обговорить с крохой, какие ситуации являются потенциально опасными, и какие действия ему нужно сразу же предпринять.

  • Предлагают кататься на машине. Ни при каких условиях не садиться в машины, сразу бежать в противоположном направлении и скрыться из виду в людном месте.
  • Пойти купить подарок, помочь что-нибудь сделать, показать что-либо интересное. Отказаться и быстро уйти.
  • Насильно тащат в машину или другое место. Забыть о воспитании и морали. Громко кричать, бить, кусаться.
  • Говорят, что мама его ждет там-то, или маме нужна помощь. Не идти, скрыться.

Обыгрывайте наглядно ситуации с игрушками, выясните, насколько вы доходчиво объяснили все ребенку.

3. К кому бежать

Расскажите ребенку, что в случае опасности, проблем или, когда малыш потерялся, ему стоит обратиться к полицейскому, охране, например, в торговом центре, продавцу в магазине, либо лучше всего к другой маме с ребенком.

Когда у малыша появиться представление о людях, которые смогут помочь в трудной ситуации, это позволит выиграть время, не потратив его на раздумья, «что делать» и «куда бежать».

4. Слежка

Научите ребенка при выявлении слежки за ним на автомобиле, или любых на то намеков, бежать в противоположном направлении, это даст малышу время, пока машина будет разворачиваться. Если за малышом следит чужак без машины, пусть ребенок громко, если он находиться в людном месте говорит: «А почему вы за мной следите, я вас не знаю». Преступникам не нужно лишнее внимание людей. Если малыш в безлюдном месте лучше бежать и спрятаться.

5. Внимание других людей

Расскажите чаду, как он может привлечь к себе внимание и отпугнуть чужака. Пусть громко удивляется, зачем чужому дяде приставать к ребенку, пусть специально толкнет товары с полки магазина, или создаст другой шум.

Скажите, что если его кто-то пытается схватить, важно не просто кричать: «Отстань, отпусти», а голосить: «Я вас не знаю, вы не мой папа». Истерики и рев детей не удивляют взрослых, поэтому нужно дать понять окружающим, что малыш первый раз видит человека, который его тащит.

6. Кто может тебя трогать

Доходчиво объясните ребенку, что трогать его могут лишь близкие люди и доктор, особенно в таких местах, как бедра, живот, попа, гениталии, грудь. Скажите, что о любых таких попытках он непременно должен рассказать родителям. Научите не держать в секрете от родителей, если кто-то попросит ничего не рассказывать о своем теле. Этим вы предупредите насилие сексуального характера.

7. Кодовое слово, как у секретных агентов

Придумайте вместе с ребенком секретные слова на момент опасностей. Это не должны быть странные малоупотребляемые слова, коды должны хорошо вписываться в обычную речь.

Пусть одни кодовые слова ребенок знает на случай, если его уже забрали, и он отвечает на ваш звонок. А также на случай, например, если кто-то предлагает его проводить к маме. Если человек не может назвать код, пусть малыш сразу бежит и зовет на помощь.

Объясните малышу, как важно всегда быть на связи с родителями, чтобы при малейшей опасности позвонить им. Пусть в его привычку войдет сообщать вам о своих передвижениях, намерениях и планах.

Памятка родителям

  • Взять за правило всегда знать, где находиться ваш ребенок, научить чадо всегда спрашивать ваше одобрение, перед тем, как куда-то отправиться.
  • Помочь выучить ваш номер телефона малышу наизусть.
  • Показать, где в вашем районе ходить не безопасно.
  • Научите ребенка доверяться интуиции, если ему кажется что-то странным и подозрительным, пусть покидает опасное место или уходит от подозрительного человека.
  • Научите не стесняться лишний раз закричать или убежать.
  • Не надевайте на ребенка одежду и аксессуары с его именем, это облегчит преступникам подход к малышу. Когда незнакомцы знают имя и фамилию вашего ребенка, ему гораздо легче довериться им.
    Не облегчайте незнакомым людям задачу, оставляя их имена на личных вещах.
  • Научите ребенка защитить себя, расскажите, куда ударить, если тебя силой тащат в машину.
  • Поощряйте общение с другими детьми, скажите, что безопаснее ходить с друзьями.
  • Всячески старайтесь вызывать у вашего ребенка доверие, дружбу, пусть он чувствует вашу поддержку и заботу.

Читаем также:

Правила поведения с незнакомыми

razvitie-krohi.ru

Как научить ребенка с осторожностью относиться к незнакомцам? Советы психолога

Эти правила могут спасти жизнь вашему ребенку! Как объяснить детям, что общение с незнакомыми людьми может таить угрозу? В каких случаях нужно немедленно звать на помощь? И как, рассказывая малышу о всевозможных опасностях, не запугать его? Советы аналитического психолога Виктории Андреевой.

Разговаривать с ребенком и объяснять ему, что общение не со всеми взрослыми может быть безопасным, лучше начинать с самого раннего детства. Необходимо вводить строгие правила: нельзя брать ничего у чужих людей, нельзя ни в коем случае уходить от дома с незнакомым человеком, чтобы этот человек не предлагал. Можно даже объяснять ребенку, что обычно предлагают такие незнакомцы: посмотреть какую-то коллекцию Барби, покормить котят. Очень часто такие люди могут упоминать родителей: мы от папы или от мамы. Кроме того, ребенок должен быть готов к провокациям типа: "Ну, понятно. Ты - совсем маленький. Тебе надо спрашивать разрешения. Ой, я думал, ты - большой". Ребенок должен быть знаком с такими провокациями.

Одна из опасностей - это сексуальное использование детей. Это происходит и в садиках, и в школах, и на секциях. Задача родителей проводить профилактику сексуального использования, сексуального насилия. Достаточно рано мы объясняем про интимные места, про прикосновения к этим местам. Очень часто дети боятся и себя винят, если что-то происходит. И очень важно проговаривать, чтобы ребенок не боялся, чтобы он обязательно рассказывал маме и папе, что они его защитят, это очень важно. О возможности таких ситуаций обязательно нужно предупреждать ребенка. И нужно научить его, что делать в различных ситуациях.

Сейчас есть случаи, когда средь бела дня на детских площадках подходят словоохотливые взрослые, начинают задавать вопросы. Тут понятно, просто не надо разговаривать. Если ребенка взяли за руку и ведут с силой к автомобилю или еще куда-то, нужно объяснить ребенку, что хороши все меры самообороны, что он может кричать, кусаться, драться, пинаться и кричать не просто: "Спасите! Помогите!", а "Это не мой папа! Это не моя мама! Вызовите полицию!". Чем громче он кричит – тем лучше, - обязательно кто-то откликнется. Конечно, послушные тихие дети особенно уязвимы.

Бывают ситуации, когда с ребенком уже что-то произошло, и он по каким-то причинам боится рассказать об этом родителям. Есть признаки, по которым родители сами могут догадаться, что ребенок в беде. Когда какой-то стресс психологический, это сказывается на теле. Возможно, это будет изменение какого-то пищевого поведения - ребенок может вообще не есть, у него может болеть голова или живот. Когда родители в контакте с ребенком, они увидят, что его поведение изменилось, настроение изменилось. Что он ведет себя в некоторых ситуациях странно, что он замкнут. И конечно, нужно начинать разговаривать. Если ребенок не может сказать маме, возможно, он может сказать папе, но не надо давить. Нужно спокойно исследовать, что происходит.

Бывают обратные ситуации, когда родители слишком запугивают ребенка. Важно не перейти ту грань, чтобы не сделать из ребенка невротика. Задача родителей - обеспечить безопасность детям и в то же время дать им то жизненное пространство, где они могут развиваться и становиться взрослыми, самостоятельными людьми.

www.1tv.ru

Правила поведения с незнакомыми людьми для детей

Дата публикации: 19.05.2019

Все родители боятся за своих детей – это абсолютно нормально и естественно. Но в вопросах, касающихся их безопасности, очень важно не доходить до крайностей. Ребенок должен понимать, что садиться в машину к незнакомому дяде нельзя, но он не должен жить со страхом, что каждый незнакомый человек хочет его убить, похитить, отравить, ограбить. Другими словами, важно воспитать в нем достаточное понимание правил собственной безопасности наряду с доверием к окружающему миру и комфортом от присутствия в нем. В этой статье мы постараемся разобраться с ключевыми основами поведения, которые ребенку стоит усвоить.

Грамотное поведение с незнакомыми людьми на улице

Это основная группа правил поведения, поскольку именно на улице у детей больше всего шансов встретить незнакомых людей, которые, так или иначе, пойдут с ними на контакт. Здесь важно рассказать ребенку следующее:

  • Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми. Общение с незнакомцами на улице допустимо только в присутствии родителей, с их согласия и под их присмотром. Любые контакты с такими людьми должны осуществляться через родителей.
  • Нельзя позволять незнакомым людям увести себя или увезти себя на машине, ни под каким предлогом. Даже если дядя или тетя говорит, что делает это по просьбе родителей. Если мама с папой действительно попросят незнакомого ребенку человека куда-то его отвезти – они обязательно предупредят его об этом и заранее познакомят их. Иных ситуаций быть не может.
  • Не стоит брать у незнакомых людей какие бы то ни было вещи, включая угощения. Даже если они кажутся дружелюбными, а предлагаемые ими подарки – безобидными. Если малышу так уж хочется конфету или игрушку, которую предложил ему незнакомец, то лучше попросить маму с папой купить ему такую же.

  • Нельзя говорить незнакомым людям свой адрес, номер телефона, информацию о родителях. По какой бы причине они ни спросили эти данные. Исключение из правила составляют сотрудники полиции, врачи, учителя, к которым ребенок может обратиться за помощью в непредвиденной ситуации.
  • Нельзя уходить из школы или детского сада с незнакомым человеком. Даже если он, опять же, говорит, что пришел за ребенком по просьбе его родителей. Родители должны предупреждать о таких вещах и заранее знакомить ребенка с тем, кого попросят о таком одолжении.
  • Перечисленные выше правила поведения работают даже в том случае, если незнакомый человек дает ребенку поговорить по телефону якобы с мамой или папой, которые подтвердят его слова. Можно попробовать позвонить родителям с собственного телефона (если он у ребенка уже есть), но вообще о любых незнакомцах, которым будет доверено куда-то его отвезти или отвести, необходимо предупреждать ребенка лично.

  • Не стоит соглашаться на предложения каким-либо образом провести время с незнакомым человеком. Например, сходить в кино (или сняться в нем), в парк аттракционов, в магазин. В любые места и на любые мероприятия лучше сходить с родителями.
  • Если рядом с ребенком идет подозрительный человек, лучше отойти в сторону, пропустить его вперед. Можно подойти к любому дому и помахать рукой, глядя на окна, позвать по именам родственников. Если человек не отстает – стоит выйти к людному месту и позвонить родителям, чтобы они пришли и проводили ребенка домой. При отсутствии телефона можно обратиться к полицейским.
  • Возвращаться домой необходимо засветло, избегая безлюдных пустырей, скверов и парков. Если вдруг ребенок не может вернуться домой в светлое время суток – нужно передвигаться по как можно более освещенным и многолюдным местам, а лучше всего – позвонить родным, чтобы они встретили и отвели домой.
  • Если рядом с ребенком притормаживает автомобиль, необходимо отойти от него подальше (и еще раз: ни в коем случае не садиться в него, если только это не автомобиль родителей, и за рулем не сидит кто-то из них).

Как себя вести в лифте и подъезде?

Многие люди живут в многоквартирных домах, которые, при неблагоприятном стечении обстоятельств, также могут стать источником опасности для ребенка (как и для взрослого человека). Малыша стоит с детства приучить к следующим правилам поведения:

  • Не заходить в лифт вместе с незнакомым или малознакомым человеком. Лучше пропустить его вперед, а самому подождать, пока появится возможность подняться в лифте одному или со знакомыми. Теоретически альтернативой может быть подъем по лестнице. Но если у вас на лестнице достаточно неспокойно (например, могут сидеть соседи с сигаретами и бутылкой пива), то лучше приучать ребенка к тому, чтобы он ждал лифт.
  • Если ребенок все же оказался в лифте с незнакомым человеком, к нему нужно стоять лицом или боком (не спиной, т.е. нужно иметь возможность следить за его действиями). При малейших подозрениях стоит нажать кнопку ближайшего этажа и выйти. Если это сделать не удалось – нужно нажать на кнопку вызова диспетчера.

  • Не стоит заходить в подъезд, если за ребенком идет подозрительный незнакомый человек, или открывать дверь в свою квартиру, если подозрительный незнакомый человек находится в подъезде. Лучше подождать, пока это можно будет сделать без свидетелей, вызывающих опасения.
  • Находясь в квартире, ни при каких условиях нельзя открывать дверь незнакомым людям. Кем бы они ни представлялись: полицейскими, соседками, сотрудниками газовой службы. Говорить об отсутствии родителей дома тоже не стоит – лучше просто игнорировать их, и на всякий случай позвонить взрослым.

Общие правила

Ребенку также стоит рассказать о следующих правилах поведения, которые являются общими для всех ситуаций:

  • Обо всех подозрительных случаях необходимо сообщать родителям, учителям, в экстренных случаях – звонить в полицию.
  • Если на ребенка напали или удерживают силой, пытаются увести или увезти, нужно поднимать как можно больше шума, убегать в многолюдные места, обращаться к другим взрослым или соседям (лучше всего – к конкретным людям, так вероятность получить помощь будет выше).
  • Если незнакомый человек напал на ребенка, его главная задача – шуметь, отбиваться, привлечь внимание других людей. Но не драться, особенно в том случае, если у нападавшего есть оружие. В самой худшей ситуации, когда ребенка взяли в заложники, необходимо, напротив, молчать и исполнять все, что от него потребуется.
  • Нужно понимать, что все эти правила ориентированы на самый худший случай из возможных. Они не означают, что каждый незнакомый человек хочет напасть на ребенка – они означают лишь, что такая вероятность существует. И поскольку она существует, необходимо обезопасить себя правильным поведением.

Эти правила должны трансформироваться в привычки, которые будут для ребенка в порядке вещей. Но чтобы это произошло, недостаточно повторить их один или два раза. Ведите с ребенком беседы об этих нюансах в поведении с незнакомыми людьми систематически, пока не почувствуете, что он действительно их запомнил и усвоил. Но постарайтесь не перегибать палку: каждый раз объясняйте, что это меры предосторожности для самого худшего случая, используйте спокойные интонации. Не развивайте у ребенка предчувствие катастрофы и сопутствующую тревожность, а давайте ему действенные инструменты для обеспечения собственной безопасности.

Мне нравится 3


Похожие посты


Оставить комментарий

mamsy.ru

Как научить ребенка остерегаться незнакомцев?

Современный мир не безопасен. Злоумышленники, пользуясь доверчивостью малыша, выдумывают тысячу предлогов увести — и, самое страшное, ребенок в большинстве случаев с легкостью дает себя «заговорить». Перед современным родителем стоит ответственная задача: научить малыша или подростка распознавать потенциально опасную для него ситуацию и при этом не привить чрезмерный страх перед каждым новым человеком, повстречавшимся на пути.

Как разъяснить малышу, не колеблясь, уходить от разговора с незнакомцем — несмотря на приглашения к развлечениям и обещания подарков? Как защитить своего ребенка от действительно опасного человека? MedAboutMe выяснил ответы на эти вопросы.

Правила поведения с незнакомыми людьми


Герберт Спенсер, известный английский философ и социолог, охарактеризовал цель воспитания как «образование существа, способного управлять собою, а не такого, какое могло бы только быть управляемо другими». Группа московских психологов провела социальный эксперимент: на детскую площадку или в парк приходил кто-то из специалистов и под разными благовидными предлогами заводил разговор с семи-восьмилетними детьми на предмет пройти «погулять». На удивление, только один мальчик сразу пресек попытку разговора и убежал. Остальные малыши (восемь ребят) либо беззаботно начинали расспрашивать, куда нужно идти, несколько добровольно вложили ладошку в руку незнакомому человеку.

Конечно, чаще городские дети бывают под присмотром родителей или бабушек, но круглосуточный надзор осуществить за младшим школьником сложно, пора воспитывать в малыше аналитику.

Специалисты утверждают, что уже в возрасте четырех лет малыш может для себя уяснить понятие «незнакомый человек». Объясните ребенку на обычном примере: вот женщина в парке или мужчина в магазине, они не плохие люди для нас, но и не хорошие, — но мы их не знаем. За этим следует пояснение, что «знакомые» люди — это известные ребенку тетя Наташа или сосед дядя Кирилл, им можно доверять и прислушиваться к их словам. Спросите ребенка, насколько он вас понял: хорошо, если малыш отметит, «вот этой тете я доверяю и ни капельки не боюсь!»

Следующим шагом после введения в лексикон понятия «незнакомец» будет выделение среди них «хороших» незнакомцев. В частности, продавцы и охранники магазинов, полицейские — это чужие люди, но к ним можно обратиться в случае опасности. Ребенок должен уяснить, что незнакомый, к которому малыш первый обращается за помощью, более безопасен, чем тот, кто подходит к ребенку и назойливо что-то от него требует. Потренируйтесь с ребенком, чтобы он узнавал работников магазина, чтобы знал, как выглядит униформа пожарного, полицейского, врача.

Далее, очень важным пунктом обучения ребенка правилам социальной безопасности является установление дистанции: дети могут общаться с чужим человеком исключительно на заданном расстоянии — полтора, а лучше два метра. Предложите ребенку отмерить это расстояние мелком на полу — удостоверьтесь, что ваш сын или дочка его запомнили.

Учимся твердо говорить «нет». Преступные лица являются неплохими психологами и манипуляторами. Они легко могут выделить среди детей на детской площадке тех, кто может попасть под влияние, и тех, кто не может противостоять приказам или просьбам взрослых. Ваш ребенок должен четко уяснить — если ему не хочется куда-то идти с чужим дядей или тетей, хотя его и очень просят («потерялся щенок», «за углом раздают воздушные шарики/мороженое»), он может и должен четко и громко сказать «нет!» и тут же уйти.

Чему следует обучить маленького ребенка

Наказы должны быть просты и понятны. Расскажите ребенку, чем может грозить непослушание: правила, с которыми ассоциируется что-то страшное, запомнится крепче.

  • Не садись в машину к незнакомому человеку. Никогда, ни под каким предлогом.
  • Не бери за руку незнакомца, который первый подошел к тебе и настойчиво что-то тебе предлагает.
  • Не бери у незнакомцев конфеты и другие сладости! То же относится к всевозможным игрушкам и украшениям (бусы, браслеты).

Ребенок может спросить, «Мама, ты же меня учила, что нужно помогать другим людям?» Ответьте, что это касается людей, знакомых малышу.

Абстрактное «Не разговаривай с чужими людьми» — не подходит (хотя эта мысль должна внушаться на протяжении всего обучения). Гораздо лучше, если это будет свод маленьких правил в виде алгоритма, который поможет ребенку последовательно и правильно вести себя с окружающими людьми.

Четыре шага по прерыванию разговора с незнакомым человеком


Поскольку, как мы понимаем, ребенка все равно попытаются «заговорить» и усыпить бдительность, следует отработать следующие четыре шага. Проигрывайте со своим чадом этот алгоритм время от времени. Кто знает, может именно эта «игра» спасет вашему ребенку жизнь или здоровье.

  • «Оцени ситуацию».

Пусть ребенок для себя удостоверится — передо мной стоит именно незнакомый человек; он может представляться знакомым или родственником родителей, но я его раньше не видел и не знаю. Значит, вести себя с ним нужно соответственно.

  • «Соблюдай дистанцию».

Ту самую дистанцию в полтора метра, что с мамой рисовали на полу. Если незнакомец обратился с каким-то вопросом или же просьбой, пусть чадо следит за соблюдением безопасного расстояния — для того, чтобы иметь возможность следить за дальнейшими действиями и, в случае чего, не дать себя схватить и убежать.

  • «Прерывай разговор».

Самая важная часть. Может быть, незнакомец действительно не знает, где располагается необходимая улица. Можно коротко ответить и указать направление. Но если чужак просит провести показать — самое время прервать разговор и четко проговорить «Нет, обратитесь к взрослому! Он укажет дорогу!» Ваш сын сколь угодно нежно может относиться к братьям вашим меньшим, но если на улице к нему подбегает человек и просит пойти отыскать заблудившуюся собаку, стоит произнести «Нет, извините, я никак не могу вам помочь. Меня ждет мама».

  • «Уходи в безопасное людное место».

Иногда, даже после первого решительного «Нет», взрослый может продолжать заговаривать с ребенком или следить за ним. Нужно уйти домой или зайти в школу, обратиться к знакомым соседям во дворе, в магазин — быть на виду и постараться связаться с мамой или папой.

Предложите ребенку различные ситуации, спрашивайте его время от времени, чтобы он сделал, если… Напомните, что лучше всего с незнакомцами вовсе не разговаривать и не поддерживать беседу, отвечая кратко.

Комментарий эксперта

Наталья Попова, психолог, специалист по арт-терапии

Обеспечение комфорта и безопасности ребенка — первостепенная задача каждого ответственного родителя. К сожалению, окружающий мир для ребенка полон разнообразных опасностей, которые в силу детской непосредственности ему не всегда удастся избежать. Родители должны не только пристально следить за детьми, но и приучать их к правилам безопасного взаимодействия с окружающей средой и людьми. Одно из таких правил — с осторожностью относится к незнакомцам и никогда с ними не уходить. Как пошагово приучить к этому правилу ребенка и какие еще детали стоит проработать?

К сожалению, вблизи нас и наших детей нередко оказываются люди, от которых может исходить опасность и недобрые намерения, и на это ни в коем случае нельзя закрывать глаза. Необходимо, чтобы ребенок осознавал это так же ясно, как и взрослые. Задача родителей — время от времени разговаривать об этом с ребенком и подробно объяснять ему, что делать можно и чего нельзя. При этом все запреты должны быть подкреплены определенными фактами. Ребенок должен понимать четкую причину того, почему с незнакомцами нельзя никуда уходить, отдавать им свои вещи, брать у них что-то и так далее. Без осознания всей опасности таких действий, ребенок таких запретов может не усвоить.

Необходимо подготовить ребенка к встрече с недоброжелателями и рассказать ему о частых предлогах, под которыми такие людьми вступают в контакт с детьми. Сюда относятся в первую очередь попытки поманить ребенка сладостями, игрушками, какими-то развлечениями, вроде прогулки в парк и так далее. Ребенок должен понимать, что на все подобные предложения необходимо сразу же отвечать отказом и немедленно уходить, по возможности сразу идти к родителям.

Конечно же, ни один родитель не может не спускать глаз с ребенка 24/7, в связи с этим необходимо научить ребенка подробно рассказывать вам о каждом контакте с незнакомыми людьми, если они имели место быть в отсутствие родителей. Здесь очень важно, чтобы у вас с ребенком были доверительные отношения, и он мог без страха рассказывать вам обо всем.

Также, обязательно предупредите ребенка о том, что нельзя доверять каждому, кто представится знакомым или другом родителей, так как злоумышленники под этим предлогом часто уводят детей. Ребенок должен понимать, что доверять можно только тем взрослым, с которыми вы познакомили его лично.

К счастью, в современном мире у всех, даже у многих детей дошкольного возраста, есть мобильные телефоны. Если у вашего ребенка его нет, рекомендуется все-таки приобрести для него простейший телефон, не привлекательной для воров модели, чтобы у него всегда была возможность позвонить вам и спросить совета.

В ситуации, когда вы доверяете вашим знакомым привести или забрать ребенка из школы или детского сада, обязательно предупреждайте его и воспитателей или учителей о том, кто именно сделает это за вас, чтобы ребенок не ушел с незнакомцем.

Для крайнего случая, когда ребенка пытаются увести насильно, научите его одному простому правилу: в таком случае он сразу должен привлечь к себе внимание окружающих, крича о том, что ему нужна помощь и его пытаются увести люди, которых он не знает.

medaboutme.ru

«Послушным быть опасно». Как отучить ребенка доверять незнакомцам - Новости

О том, что дети полностью ориентируются на взрослых и доверяют им, хорошо знают и педофилы, которые с легкостью заводят с ребенком разговор, забалтывают его и, подкупая конфетой или захватывая его внимание котенком, расправляются с ним. Так было в Ревде с шестилетней Дашей, которую увел со двора 66-летний ранее судимый насильник. Он не убил девочку, но «совершил в отношении нее иные действия сексуального характера» и оставил в заброшенном здании одну. В итоге его посадили на 18 лет.

Чтобы с вашим ребенком не произошло ничего подобного, чтобы он не разговаривал с незнакомцами и тем более — никуда с ними не уходил, следует научить его простым правилам безопасного общения. По словам психолога Яны Тиминой, чтобы у малыша сформировался навык, как реагировать на слова или действия незнакомца, родителям нужно рассказывать ему, как правильно откликаться на общение с чужаками, а не заострять внимание на том, что кто-то обязательно причинит ему вред.

1. Четко обозначьте для ребенка систему «свой — чужой». Объясните ему, что чужой — это любой человек, которого он не знает, которого не знаете вы сами. Независимо от того, как этот человек себя ведет, кем представляется, неважно, молодой он или старый, мужчина это или женщина, или даже ребенок.

Расскажите, что под категорию «свой» попадают мама, папа, бабушки и дедушки, другие родственники. А также все, с кем родители разрешили разговаривать, с кем познакомили ребенка. Обговорите это правило с ним и строго следите за его исполнением: прежде чем общаться с чужим человеком, он должен спросить разрешения у мамы (папы, бабушки — обозначьте круг лиц). Даже если вы сами знаете человека, а ребенок видит его в первый раз, научите его, что он должен спрашивать у вас разрешения, прежде чем разговаривать с этим человеком, брать у него подарок, идти с ним куда-то.

Обязательно проговорите это, даже если это кажется вам излишним: иначе ребенок не воспримет эту установку как настоящее правило. Если он решит поговорить с кем-то незнакомым для него, с кем говорите вы, но при этом не спросит вас, прервите его: «Милый, а ты спросил у мамы, что это за дядя (тетя) и можно ли с ним (с ней) разговаривать?»

— С задачей «отличать опасного незнакомца от безопасного» или «не говорить с незнакомцем долго» ребенок 6–7 лет может просто не справиться. Для него это сложно. И тут уже каждый родитель, исходя из собственного уровня тревожности, устанавливает правила: либо все незнакомцы опасны, либо нет. Я, например, после долгих раздумий ввела правило: опасны взрослые, которые сами с тобой заговорили на улице. В разговоры с ними не вступать. Ни в какие. Даже на секундочку. Ни единого словечка. Немедленно отворачиваться, бежать и звать на помощь.

2. Не надо запугивать ребенка фразами типа «чужой дядька тебя заберет и съест» — это даст ему подсознательную негативную установку, подорвет его базовое доверие к миру, а следовательно ― и его уверенность в себе, отмечает Тимина.

Объясните ребенку, что есть и такие незнакомцы, с которыми говорить можно. Это, например, сотрудники полиции, пожарные, продавцы, учителя (воспитатели) или охранники в магазинах — те самые чужие люди, к которым дети могут подойти при чрезвычайной ситуации (например, если они потерялись). Обратите внимание ребенка, как выглядит форма сотрудников правоохранительных органов, по каким признакам он может узнать человека, который работает в магазине. Он должен уяснить, что незнакомый человек, к которому он сам обращается за помощью, все-таки безопаснее того, кто предлагает эту помощь первым.

«К кому обращаться за помощью? Я всегда говорю: иди к женщинам с детьми или с колясками, — отмечает Рубцова. — Они в силу гормонального фона более отзывчивы к детям. Или стой на месте, я буду тебя искать и обязательно найду».

3. Дети должны знать, что беседовать с чужими людьми они должны на расстоянии. Отмерьте расстояние в два метра на полу и удостоверьтесь, что ребенок запомнил его.

4. Научите его говорить нет: объясните, что если чужой человек просит его пройти куда-то или помочь что-то отыскать, нужно громко произнести «нет!» и уйти. Научите ребенка не брать у чужаков никаких подарков, денег, конфет; не верить, если незнакомцы обещают ему что-то купить.

Он не должен соглашаться, даже если незнакомец убеждает, что отвезет его к маме и папе. Скажите ребенку, что вы никогда не отправите за ним незнакомого человека, не предупредив его об этом. К тому же сейчас у всех есть гаджеты, а потому связаться с ребенком не составит труда.

Особенный акцент делайте на том, что кричать на улице в случае опасности — можно. «Детям у нас так часто запрещают шуметь и «мешать другим людям», что для них даже просто закричать «Помогите!» может оказаться неразрешимо трудной задачей, — говорит Анастасия Рубцова. — Проверьте. Отрепетируйте. Если не получилось, не ругайте, посмейтесь вместе и отрепетируйте еще десять раз».

5. Ребенок должен знать, что разговоры с теми, кого он не знает, не должны длиться долго. Объясните ему, что хватит нескольких секунд или пары фраз, на которые он должен ответить либо «нет», либо «обратитесь к взрослым», после чего уйти туда, где есть люди, знакомые ему.

Как только ребенок окажется в безопасности, он обязательно должен рассказать родителям, что произошло. Научите также ребенка при знакомстве спрашивать у человека имя: если тот представляется, то уже (на подсознательном уровне) несет ответственность. Имеющий злой умысел никогда не скажет своего настоящего имени, говорит психоаналитик из Центра психологического консультирования и психоанализа Георгий Амусин.

Помимо этого, расскажите ребенку, что незнакомцы не должны не только разговаривать с ним, но и брать его за руку, касаться: скажите ему, что любые прикосновения, которые ему не нравятся и вызывают отторжение, должны пресекаться на корню (это касается и того момента, когда ребенка трогает кто-то знакомый).

Когда вы все это проговорите с ребенком, не лишним будет после этого провести тест — разыграть с ним ситуацию и проследить, как он себя поведет. А затем разобрать: правильно ли ребенок ответил, если нет — объяснить, как он должен был сделать.

— Поиграйте с ребенком в игру, как хитрый негодяй хочет заманить его в ловушку. Побудьте «хитрым негодяем». Перебирайте все фантазии, которые придут вам в голову, зовите его в магазин купить мороженку, предлагайте кролика, угрожайте, пугайте, хватайте за руку и тащите, а ребенок пусть вырывается и кричит. Да, можно порепетировать и на улице, в условиях, максимально близких к жизни. Да, вы будете выглядеть глупо и подозрительно, и ребенок тоже, но когда-то, возможно, это спасет ему жизнь. Да и вообще такие игры очень нравятся детям и укрепляют их дружбу с родителями.

Психологи отмечают: дети дошкольного возраста любят правила, если взрослые объясняют их спокойным тоном. С подростками сложнее: в их возрасте мнение родителей перестает быть безусловно авторитетным, склонность к риску возрастает, а значит, по-настоящему насторожить ребенка не так-то легко. Просто дайте ему иногда почитать новости из рубрики «Происшествия».

Вообще, резюмирует Рубцова, жертвой негодяя, садиста или педофила может стать абсолютно любой ребенок — увы, ни у кого нет надежного иммунитета. «Но опыт сотрудников полиции говорит о том, что в группе риска прежде всего робкие и послушные дети, которые привыкли слушаться взрослых и безоговорочно подчиняться, — говорит психотерапевт. — Поэтому поощряйте смелость и инициативу ребенка, спокойно смотрите на его непослушание и упрямство время от времени. Возможно, именно эти качества в случае чего смогут его защитить».

Фото: Сергей Логинов для 66.ru; личная страница Анастасии Рубцовой в Facebook

66.ru

«Припугнуть, но не запугать»: как объяснить детям, почему нельзя уходить с чужими взрослыми?

«Припугнуть, но не запугать»: как объяснить детям, почему нельзя уходить с чужими взрослыми?

Поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» во Всероссийский день безопасности детей провёл эксперимент в одном из барнаульских парков: с согласия родителей незнакомые взрослые пытались увести с собой ребятишек. Что из этого получилось? И как донести до ребёнка, что с чужими уходить нельзя?

Обычно эти девушки ищут пропавших детей. Но сейчас они – похитительницы. Просят родителей оставить ребёнка одного и пытаются увести. Предлоги разные.

Ксения «Крыжик», информационный координатор поисково-спасательного  отряда «Лиза Алерт» в Алтайском крае:

– Под аттракционом бегает курочка, она потерялась, давай ты мне поможешь вытащить.  Побежали вытаскивать курочек! В основном работает, что тебя мама ждёт, она попросила, где-то стоит в очереди за билетами на аттракционы, попросила тебя забрать.

Пятилетней Алисе тётя Ксюша представилась работником парка и предложила бесплатно покатать на карусели. Алиса колебалась 3 секунды. Потом дала руку и радостно пошла.

Елена Тарасова, мама Алисы:

– Люди, которые хотят увести ребенка, найдут слова, найдут, на что надавить. Единственное, что мы придумали, как обезопасить, это часы с GPS-навигатором. Я могу позвонить, она может мне позвонить и сказать, если что-то случилось. Там есть кнопка SOS.

Мы сами учим детей слушаться старших, вот они и слушаются. Слепо доверяют или же боятся отказать незнакомому? А ещё, как показывает практика, стесняются закричать. Репетируйте с ребёнком крик о помощи. Пусть о безопасности с ним также поговорит учитель, воспитатель, кто в авторитете. Обычно дети слушаются их лучше, чем родителей. Конечно, трёхлетке еще рано знать, что Деда Мороза не существует. Но то, что не все люди добрые, знать уже пора.

Андрей Мамаев, региональный представитель поисково-спасательного  отряда «Лиза Алерт» в Алтайском крае:

– Спросите у ребёнка, как он представляет себе злоумышленника, жулика? Он вам опишет  какого-нибудь уголовника в кепке с железными зубами с татуировками «солнышко» на руках. Это стереотипы. На самом деле тётя с коляской, вон та, которая идёт, она может запросто быть жуликом, которая уведёт вашего ребёнка.

Важно припугнуть, но не запугать ребёнка, объясняют поисковики отряда «Лиза Алерт». Если потерялся на самом деле, прятаться от прохожих не надо. Нужно спросить помощи у полицейского, сотрудников торгового центра, парка…

Во время этой проверки с чужими тётями ушли 54 ребенка. И только 11 остались ждать маму с папой.

Галина Сиуха, корреспондент:

– В том, что дети теряются, виноваты не только сами дети, но и мы с вами, взрослые, которые проходят мимо плачущего ребёнка. В Бразилии, например, есть практика: если на большом пляже теряется ребёнок, его садят на шею, вокруг собираются люди и начинают активно хлопать в ладоши, чтобы привлечь внимание к этому ребёнку и его родители быстрее его увидели. По-моему, такое нужно делать в нашей стране.

vesti22.tv

Семь важных правил общения с чужими детьми – как делать замечания правильно

Современные дети о вежливости, к сожалению, знают гораздо меньше, чем дети лет 15-20 назад. Все чаще можно наблюдать, как взрослые теряются от некультурных, а иногда и просто возмутительных поступков и слов чужих детей в общественных местах.

Что делать, если ситуация требует того, чтобы сделать внушение постороннему ребенку? Можно ли вообще поучать чужих детей, и как это делать правильно?

Можно ли делать замечания чужим детям – ситуации, в которых просто необходимо вмешаться

В 2017-м году долго гуляло по Сети видео, в котором в очереди на кассу маленький ребенок упорно толкал магазинной тележкой постороннего мужчину в то время, как мама мальчика никаким образом на дерзость сына не реагировала. Нервы мужчины сдали, и он вылил молоко из пакета на голову мальчугана. Эта ситуация разделила «соцсети» на 2 лагеря, в одном из которых защищали ребенка («Да я бы за своего сына ему морду набила!»), а в другом – мужчины («Правильно сделал парень, наглых детей и их мам надо учить наглядно!»).

Кто прав? И в каким ситуациях действительно нужно реагировать?

На самом деле, вмешиваться или не вмешиваться – решать каждому самостоятельно в силу воспитанности, но важно понимать, что поучать чужих детей – не ваша забота, а их родителей.

Видео: Замечания чужому ребенку

И претензии вы можете предъявлять только родителям этих невоспитанных детей, за исключением следующих случаев:

  1. Родителей рядом с ребенком не наблюдается, а его поведение требует срочного вмешательства взрослых.
  2. Родители демонстративно не желают вмешиваться(например, по причине, что «ребенка до 5 лет воспитывать нельзя»), а вмешательство просто необходимо.
  3. Действия ребенка влекут за собой причинение материального вреда вам или окружающим. Например, вы – продавец в магазине, мама ребенка ушла в соседний отдел, а ребенок бегает вдоль стеллажей с дорогим алкоголем или иным товаром.
  4. Действия ребенка влекут за собой причинение физического вреда вам, вашему ребенку или окружающим. Бывает и такое. Например, частая ситуация, когда мама чужого ребенка слишком увлечена чем-либо и не видит, как ее ребенок толкает или бьет другого ребенка. В результате этих действий ребенок, которого толкнули, падает и получает травму. Естественно, в данной ситуации нельзя ждать, пока мама драчуна, наконец, оторвется от своих важных дел (телефона, подруг и проч.), потому что на кону – здоровье собственного малыша.
  5. Ребенок нарушает ваш (общественный) комфорт.Например, в метро специально вытирает ботинки о вашу шубу, или же, сидя в кинотеатре, демонстративно громко хрустит поп-корном и стучит ботинками по впередистоящему креслу.

Важно понимать, что есть ситуации, в которых дети ведут себя соответственно своему возрасту. Например, носятся по коридору поликлиники или помещению банка (магазина и проч.). Дети всегда активны, и для них естественно — бегать и веселиться.

Другой вопрос, когда дети намеренно ведут себя отвратительно, а их родители демонстративно не вмешиваются. Отсутствие реакции в ситуации, которая того требует, ведет к ощущению полной безнаказанности у ребенка со всеми вытекающими последствиями.

Вывод:

Рамки нужны и важны! Именно эти рамки, подразумевающие соблюдение правил и норм, принятых в обществе, воспитывают в нас человечность, вежливость, доброту и проч.

Кроме того, нравственные законы никто не отменял. И, если ребенок правила нарушает — он должен понимать, что он их нарушает, и что за этим может последовать, как минимум, порицание, и как максимум – наказание. Правда, это уже – дело родителей.

Видео: Можно ли делать замечания чужим детям?

Семь важных правил общения с чужими детьми – как именно делать замечание чужому ребенку, и чего делать и говорить нельзя?

Если ситуация вынуждает вас сделать ребенку замечание, помните главные правила – как именно замечание делать, что можно и что нельзя говорить и делать.

  • Проанализируйте ситуацию. Если ситуация не требует экстренного вмешательства, возможно, не стоит влезать со своими замечаниями. Поставьте себя на место родителей этого ребенка и подумайте – а действительно ли поведение ребенка выглядит вызывающим, или все-таки он ведет себя по возрасту?
  • Все свои претензии предъявляйте родителям ребенка. К ребенку обращайтесь только в том случае, если других способов повлиять на поведение ребенка нет.
  • Разговаривайте с ребенком вежливо. Недопустима агрессия, крики, хамство, оскорбления и тем более причинение вреда ребенку и какое-либо физическое воздействие в целом. Конечно, есть исключения (например, когда ребенок агрессивно нападает на другого ребенка и невмешательство «смерти подобно»), но это лишь исключения. В большинстве же случаев, разговора с ребенком бывает достаточно.
  • Если ваша «нотация» не принесла результатов, а родители ребенка по-прежнему не реагируют – уходите от конфликта в сторону. Вы сделали все, что могли. Остальное — на совести и плечах родителей маленького нахала.
  • Не нужно оценивать поведение ребенка. То есть, объяснять, что он поступает скверно, ведет себя отвратительно и проч. Нужно пресекать сам акт нахальства, демонстрируя, что вам это неприятно.
  • Объясняйте чужому ребенку, что он не прав, как своему. Представьте, что именно своему чаду вы делаете внушение и с этой позиции разговаривайте с чужим ребенком. Своих детей мы учим правилам поведения максимально точно, вежливо и с любовью. Именно поэтому дети нас слышат и слушают.
  • Держитесь в границах дозволенного.

Конечно, вызывает раздражение, когда собственные родители игнорируют бессовестное поведение своего ребенка, оправдывая это фразами «он еще маленький» или «не ваше дело». Это грустно и несправедливо, особенно, когда коснулось вас напрямую.

Но в ваших силах – остаться вежливыми и добрым человеком, подавая достойный пример уже собственным детям. Лучший способ противостоять невежам – оставаться примером правильного вежливого поведения вопреки всему.

Видео: Как правильно делать ребёнку замечания?

Что можно сказать родителям чужого ребенка, если он не реагирует на замечания?

Родители всегда остро реагируют на замечания посторонних людей, сделанные их детям. Бывает, что замечания не являются справедливыми, и сделаны из «вредности» и вот такого характера человека, которого раздражает уже просто присутствие чужого ребенка.

Но в большинстве случаев замечания посторонних людей обоснованы, и требуют соответствующей реакции родителей ребенка. Главное – правильно делать эти замечания, чтобы у родителей не появилось желание нахамить вам в ответ просто из принципа. Как именно делать замечания?

Например, вот так…

  • Ваше вмешательство просто необходимо.
  • Мы без вас не справимся.
  • Между детьми явно назревает конфликт, среди них, случайно, нет вашего ребенка?
  • Не могли бы вы, на время поездки, придержать ножки своего чада?
  • Наши дети не могут поделить горку (качели, и проч.) – давайте поможем им определить очередность?

И так далее.

То есть, ваше главное оружие в борьбе с сорванцами и их невоспитанными родителями – вежливость. Если родители быстро приняли к сведению, что их ребенок поступает некрасиво, и вмешались в этот процесс, то в дальнейших ваших комментариях и замечаниях нет необходимости.

Если же родители сорванца грубо отправили вас «ловить бабочек», «пинать бамбук» и проч., опять же – в дальнейших замечаниях и комментариях нет необходимости, потому что нет смысла – просто уходите, нервы будут целее.

Были ли в вашей жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях.

Источник

Вам также будет интересно:

«10 фраз, которых не стоит никогда говорить своим детям»

totalbest.ru

Безопасность ребёнка. Как общаться с чужими людьми

По статистике в России в среднем каждый день пропадает 16 детей. Кроме того, дети чаще попадают в опасные ситуации из-за излишней доверчивости, а в подростковом возрасте – жажды приключений или конфликтных ситуаций в семье, в школе, среди друзей. Уберечь детей от всех опасностей и бед невозможно, но главная задача взрослых – объяснить основные правила общения с незнакомцами.

С раннего возраста важно рассказать малышу о потенциальной опасности, которая может исходить от добрых, на первый взгляд, людей.

Основные НЕЛЬЗЯ:

  • разговаривать с чужими без мамы/папы;
  • уходить куда-либо без предупреждения;
  • прятаться от родителя на улице;
  • садиться в машину к незнакомому человеку;
  • разрешать себя уводить;
  • заходить в лифт с посторонним;
  • открывать дверь и впускать в квартиру чужака;
  • принимать подарки от незнакомца;
  • заходить в гости без разрешения родителей.

Ребёнку следует объяснить следующее: плохим может оказаться не только незнакомец, но и кто-то из круга общения – соседи, родители/дяди/тёти друга или одноклассника, кто-то из тех, с кем вы встречаетесь и здороваетесь ежедневно. Ребёнок должен усвоить чёткие правила общения с чужими людьми:

1. Никуда ни с кем никогда не уходить, если об этом не знают родители.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

2. Без разрешения малыш не должен заходить к кому-то в гости, ни за какие игрушки и конфеты.

3. Без вашего ведома его никто не имеет права забирать из школы или подвозить домой.

4. Если кто-то говорит, что маме плохо, и она просила забрать ребёнка, то малыш должен сначала позвонить родителям и уйти в людное место.

Важный момент – научите малыша кричать. Мы часто говорим своим детям: «Не шуми», «Говори тише», «Веди себя спокойно», «Замолчи», и такие установки мешают эмоциям найти выход. Популярный семейный психолог Лариса Суркова в своём блоге пишет:

«Запрет на эмоции и себе, и детям ведёт лишь к подавлению чувств; психосоматическим заболеваниям; апатичным и депрессивным состояниям; гипертрофированным проявлениям чувств (когда долго подавляли, а в итоге ребёнок начинает только кричать, и это его форма общения)»

Кричать тоже нужно уметь. Поэтому если ребёнку страшно, больно, обидно, то помните, что кричать во весь голос – это нормально, и не спешите «шикать» на него, дайте эмоциям выплеснуться. Потому что если чужой начнёт тащить его куда-то силой, то он должен будет громко позвать на помощь.

Следующая ошибочная установка, которую мы даём детям – взрослых нужно слушать. Это палка на двух концах, ведь незнакомцы – тоже взрослые, и если они говорят, нужно идти с ними, что ребёнок должен сделать? Послушать взрослых? В данной ситуации верной будет фраза: «Взрослых нужно уважать. Маму с папой слушать». И в обиду себя не давать.

Как можно раньше выучите с малышом домашний адрес, имена, фамилию и номера телефонов родителей, номера экстренных служб, чтобы он мог позвонить самостоятельно, если что-то случится. Подробно расскажите, каких мест необходимо избегать, проработайте маршрут до школы и обратно, но при возможности сопровождайте ребёнка или позаботьтесь о том, чтобы он ходил в компании друзей, по освещенной улице. Берегите себя и близких!

А ваш ребёнок знает, как общаться с незнакомцами?

Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!

lucky-child.com

Самарские Родители - Что делать, чтобы ребенок не ушел с чужими людьми

Когда родители читают сообщения, что «незнакомец увел ребенка из детского сада», «пропала девочка 5 лет» или «пошел в школу и не вернулся», их охватывает естественный ужас. Мы не хотим, чтобы подобная беда произошла с нашими детьми. Поэтому так важно понимать причины, почему ребенок доверяет незнакомым людям, и обучать его правилам безопасного поведения.

Статистика, собранная волонтерами известного в нашей стране спасательного отряда «Лиза Алерт», неутешительна. Только один ребенок из 50 не уходит с незнакомыми людьми. Такова детская психология. Ребенок по природе своей настроен на доверие. А небольшой жизненный опыт и тяга к экспериментированию порой не позволяют детям принять разумное и взвешенное решение. Что же делать нам, родителям, чтобы избежать беды?

По возможности, всегда знать, где находится ребенок и с кем он проводит время. Для этого нужно познакомиться с родителями его друзей, записать контакты преподавателя и тренеров. И если нет возможности провожать ребенка к месту занятий, то объяснить ему, что лучше добираться до секции или клуба вместе с другом, а также держаться группы людей, которое идут в нужном направлении.

Вспомните, как мы в свое время посмеивались над нашими бабушками, которые изо дня в день просили нас повторить имя и фамилию, полные имена родителей, домашний адрес и правила поведения, если вдруг мы потеряемся? Было такое? А ведь в таком поведении старших проявлялась накопленная годами мудрость. И особенно хорошо о правилах безопасного поведения знали те, кому пришлось пережить с маленькими детьми непростое военное время.

Конечно, парадигма воспитания от поколения к поколению меняется. И теперь мы воспринимаем наших детей иначе, чем это делали наши бабушки. Мы думаем о детях, как о самостоятельных и самодостаточных личностях и стараемся предоставлять им максимальную свободу. Однако, возрастные особенности психики никто не отменял. И в детском возрасте мы совершаем, как правило, сходные ошибки. Поэтому ребенок обязательно должен знать адрес, имена родителей и как с ними связаться по телефону.

Кроме того, детей нужно научить целому ряду правил поведения с незнакомыми людьми. Главный урок, который малыш должен вынести из общения с родителями в том, как относится к незнакомцу. Следует объяснить ребенку, что разговор на улице с незнакомым человеком – это всегда повод, чтобы быть настороже. И отвечать на просьбы о помощи, идущие от незнакомцев, он не обязан. Это может быть уловкой. Ведь взрослый всегда может попросить о помощи у других взрослых. Поэтому просьба, обращенная к ребенку, скорее всего надуманная.

Ребенок должен понимать, что в жизни иногда возникают ситуации, когда взрослых совершенно не нужно слушаться. Он имеет полное право постоять за себя и сказать: «Нет!». Особенно, когда чужой взрослый пытается обидеть его, прикоснуться к нему и тем более насильно куда-то увести. В случае личной опасности абсолютно нормально кричать, кусаться, отбиваться что есть сил и громко звать на помощь.

Для этого, прежде всего, следует научить ребенка сохранять при общении с чужими определенную дистанцию. Не подходить к незнакомому человеку близко. Никогда не принимать от него подарков – игрушек, конфет или мороженое. И ни за что не соглашаться уходить с незнакомцем, даже если он утверждает, что они пойдут в интересное место или к маме. Самая лучшая реакция - вообще не отвечать на общение, а постараться быстро уйти или убежать прочь. Кроме того, дети должны понимать, что им нельзя подходить на улице к незнакомым машинам, а также входить в подъезд или лифт с теми, кого они не знают.

Алгоритм поведения ребенка при встрече с незнакомцем должен быть такой:

1. Понять, что перед ним – незнакомый человек. Совершенно не важно, кто это - взрослый, старик или ребенок.

2. Придерживаться в общении безопасной дистанции – 2 м. Это можно отрепетировать дома, прочертив черту на нужном расстоянии.

3. По возможности быстро прекратить общение, развернуться и уйти. Научите ребенка сосчитать до пяти (до десяти) – и уходить. Особенно, если незнакомец начал о чем-то просить или что-то призывать сделать: помоги мне, достань для меня, пойдем со мной, я не могу сам, давай вместе, пойдем в магазин, хочешь, я тебе куплю, давай сходим и посмотрим… и т.д.

4. Если есть выбор, ребенку нужно уходить от незнакомца в безопасное место. К хорошо знакомым людям, мамам других детей, полицейскому, охраннику, дворнику. К тем, кого он уже видел, знает и кто вызывает его доверие.

Чтобы понять, что чувствует ребенок в общении с незнакомыми ему людьми, вспомните, как вы сами реагируете на подобное общение. Наверняка, вы даже испытываете неловкость, когда вас просят сделать что-то. Хотя в разговоре, который происходит по инициативе незнакомца, неловкость должен испытывать он сам. Ведь это он отнимает ваше время и требует от вас участия.

Для многих детей целая проблема – прервать разговор со взрослым. Это, кстати, проблема не только детская. Прекратить ненужный разговор стесняются и взрослые. Потому что считается невежливым прерывать собеседника на полуслове. Помня об этом, просто растолкуйте ребенку, что постороннему человеку можно вообще ничего не объяснять. Вполне приемлемо просто замолчать, развернуться и уйти. Или же сказать кратко: «Я не могу. Меня позвала мама».

Навыки безопасного поведения – это результат осмысления и тренировки. Поэтому знания о подобных опасностях ребенку нужно давать как можно раньше. Однако, такие темы не очень приятны для детей, поэтому вести разговоры о безопасности напрямую – не эффективно. Говорить об этом следует на языке ребенка, иносказательно, образно, а иногда и прибегая к рассказу о чужом неудачном опыте. Но опять же, не перегибая палку, чтобы «истории о маньяках» не травмировали детскую психику. Ситуации встречи с незнакомыми людьми лучше вообще обыгрывать дома.

И еще. Ребенок должен понимать, что если в его жизни случились подобные события или вообще произошло что-то непонятно, ему нужно подробно рассказать об этом домашним. Ребенок не должен бояться осуждения, что в незнакомой ситуации повел себя не так. Родители – это те люди, которые готовы и могут оказать ему помощь в первую очередь. По крайней мере, все мы этого очень хотим!


Комментарии

www.samarskie-roditeli.ru

Спокойно уходит с чужими людьми. - запись пользователя Ольга (Alyusha) в сообществе Все о детях от трех до шести лет. в категории Как поступить?!

Добрый вечер. Ситуация у нас такая:

сыну 3 года и 3 месяца. Говорит плохо, врачи ставят ЗРР, но он не только в речи отстает. Сравниваю со старшим сыном, многого не умеет и не знает. Даже мне кажется просто не понимает.

Так вот, не первый раз уже вижу что спокойно общается с чужими людьми (на своем птичьем конечно), легко играет с любыми детками, нет злобы, только радость в играх. Дети его не понимают, но вроде и не отталкивают. Водила на развивающие занятия, спокойно в первый же день остался без меня, не плакал не боялся. Решила что это хорошо, т.к. скоро нам в сад.

Но тут как то в поликлинике обиделся на меня и ушел на лестницу. Сел, надулся, подходит к нему медсестра, она меня видит, ну и пытается исправить ситуацию, мол не хочешь с мамой пойдем со мной. Обычно дети сразу боятся и идут к маме, а мой встал взял ее за руку и пошел с ней((( Я в шоке. Ладно, поговорила с ним. Но понятно, что ответа толкового что так желать нельзя я от него не услышала. Чисто потому что так он сказать не может.

А сегодня шли за старшим в школу, ему приспичило гулять на площадке, говорю, что погуляем как заберем брата. Он надулся и стоит. Подходит к нему бабушка какая то и говорит, мол что ты маму не слушаешься, пойдем со мной и пошла. Он подумал и рванул к ней(( Я чуть не расплакалась. Побежала за ним, стала ругать. Объяснять, что эта бабушка может хорошая, а в другой раз будет плохой дядя и не увидишь больше мамы((( Он вроде молча слушал, даже не заплакал, хотя критику не выносит, плачет сразу.

Но вот я понимаю, что если кто-то подойдет и возьмет его за руку, скажет пойдем со мной, он пойдет И не закричит даже((( И с детьми так же. Любой ребенок кто предложит ему поиграть он с ним пойдет.

Что делать? Как ему объяснить? Может мультики какие есть или сказки там страшилки?

Я теперь реально боюсь даже на площадке, на секунду отвернуться.

страшилки про школу

www.babyblog.ru

Консультация на тему: Как научить ребёнка общаться с незнакомыми людьми.

Изо дня в день мы общаемся с разными людьми. Кого-то знаем лучше, кого-то хуже, с кем-то видимся впервые, а некоторых – каждый день. Мы, взрослые, более или менее можем отличить ложь от правды, искренность от лицемерия, добрые намерения от злых. Что же говорить о наивных детях, чьи чувства всегда честные и настоящие? Как им обезопасить себя от ненужного общения? Ведь они едва отличают « хорошего» незнакомого человека от «плохого» и, зачастую, идут на поводу у взрослого.

                                    Общение – способ познания мира

Наверняка, каждый помнит, как в детстве говорили родители: « С чужими дядями и тетями не общайся!», «Если кто-то подойдет на улице, что-то спросит или даст конфетку, не разговаривай ни в коем случае!». Неосознанно мы осваиваем семейные установки и родительскую модель поведения, которую переносим во взрослую жизнь. Если семья ведет затворнический образ жизни, к ним в гости никто не ходит, во дворе держатся обособленно от других мам с детишками, то ребенок может вырасти нелюдимым, будет вести себя настороженно с незнакомыми. В этом случае родителям необходимо научить малыша контактировать с разными людьми, чтобы у него был большой спектр общения. Ребенок научится общаться с другими, тем самым различая эмоции и слова взрослых, и сможет накапливать опыт общения. Если родители будут запрещать разговаривать даже со знакомыми и вхожими в семью людьми, то есть риск развития внутренних барьеров, которые помешают ему, будучи взрослым, вести непринужденную беседу.

                                              Безопасность ребенка

Родителям следует с раннего детства говорить о безопасности. Важно не просто запугать ребенка, чтобы он не смог в дальнейшем нормально общаться с взрослыми, а предупредить об опасностях, которые могут его ожидать и рассказать, как на них реагировать. Общение с незнакомцами заключается не только в вербальном (речь), но и в невербальном общении (без слов, с помощью чувств и эмоций). Вы должны объяснить, что любые прикосновения, которые ребенку не нравятся и вызывают отторжение, должны пресекаться на корню. Нельзя нарушать личные границы человека, даже если он еще маленький и вроде бы ничего не понимает. Нужно рассказывать, как правильно откликаться на общение с незнакомыми, а не заострять внимание, что кто-то целенаправленно причинит ему вред. Так у малыша сформируется навык, как реагировать в той или иной ситуации на слова или действия незнакомца.

                                Как научиться общаться с незнакомцами?

Внушать ребенку уверенность. Окружающая среда – это не нечто враждебное и злостное, а мы сами в той или иной мере отражаем наш мир. Важно, как вы учите ребенка контактировать с окружающими, каким правилам учите, что вкладываете в понятие «безопасность».

Рассказать, кто входит в число «незнакомцев» и объяснить, что у них нельзя ничего брать, не стоит уходить или уезжать с ними.  Чёткое правило для ребенка – соблюдать личные границы и не контактировать с теми, кого малыш не знает. После общения с незнакомцем подробно рассказать родителям о встрече.

Как быть, если ребенок потерялся? Надо рассказать малышу, что он может обратиться, например, к кассиру, продавцу, милиционеру и сообщить об этом. Хорошо бы малышу знать имена, номера телефонов родителей или ближайших родственников. В этой ситуации можно попросить помощи и у незнакомца.

Можно рассказать о шаблонных фразах и словах, которые используют незнакомцы:

« Хочешь, я угощу тебя вкусной конфеткой», « Поехали со мной, я тебя покатаю на машине», « Помоги мне прочитать надпись на бумажке/донести сумку до квартиры», « Пойдем, я покажу тебе кое-что интересное». Ответы ребёнка могут быть такими: «Спасибо, не надо меня угощать», «Извините, я не могу вам помочь», «Я не могу с вами пойти/поехать, расскажу об этом родителям». Ребёнку надо отвечать отказом на любые предложения и сразу уходить/убегать, а после рассказать родителям о случившемся.

Между родителями и ребёнком должны быть доверительные отношения. Малыш может рассказать вам о своих тайнах и мечтаниях, об ожиданиях и страхах, о новых друзьях и о тех, с кем он не в ладах. Наблюдайте за ребенком, замечайте в нём изменения и спрашивайте, всё ли у него в порядке. Общайтесь, прислушивайтесь к тому, что его беспокоит, и отвечайте на вопросы. Когда малыш ведёт себя не так, как обычно и с ним что-то случилось, он замыкается и уходит в себя. Нужно поговорить с ребёнком о том, что произошло, и обязательно поддержать его!

При обучении детей поведению в разговоре с незнакомыми людьми, родители должны использовать особенности детского восприятия и психики. Дело в том, что дети любят и хорошо усваивают правила. Внимательные родители наверняка замечали, что когда они нарушают правила, установленные ими же самими для детей, малыши всегда спешат взрослым напомнить о них. Поэтому не сомневайтесь, если правила личной безопасности ребенка будут вместе с другими важными правилами прививаться ребенку с раннего детства, он обязательно усвоит их и будет поступать в соответствии с ними.

К сожалению, не каждый даже взрослый человек сможет противостоять умелой манипуляции, а наивность детей, отсутствие жизненного опыта, их неумение управлять эмоциями зачастую усугубляют ситуацию. Если все же угроза от незнакомца для ребенка есть: он попытался взять малыша за руку или схватить его, ребенок должен знать, как действовать в данной ситуации. Незачем вступать в переговоры с незнакомым человеком и просить его отпустить. Научите ребенка более простой тактике: попытаться убежать или привлечь внимание посторонних громким криком, плачем.

Любому родителю хочется оградить своего ребенка от возможных проблем и угроз, но находиться всегда рядом, чтобы избежать их, практически невозможно. Поэтому необходимо вооружить ребенка знаниями об окружающем мире, его возможных опасностях и способах личной защиты.

                                  Берегите детей и обучайте их беречь себя! 

nsportal.ru


Смотрите также

Подписка
RSS Feed - Мы и Семья
Обновления в Twitter
Получать на E-mail

Поиск