Чего может испугаться ребенок в театре


Чего может испугаться ребенок в театре

Дети очень эмоциональны, а их бурная фантазия может привести к появлению страхов. Иногда беспочвенных, иногда вполне реальных. Вот из-за чрезмерной фантазии, захлестывающих эмоций и неумения родителей справиться с негативом появляются:

  • Бабайки в шкафу.
  • Ночные монстры из снов.
  • Сказочные чудовища под столом.
  • Злые бумбарашки, похищающие детей.

Попробуем разобраться, что может испугать ребенка в театре.

Чего боится ребенок в театре? 6 основных страхов

Удивительно то, что дети все разные, но чаще всего боятся они одного и того же. Итак, что может испугать ребенка в театре и какой выход нашла команда интерактивного Беби-театра.

  1. Большое скопление народа. Действительно, зрительный зал классического театра обычно вмещает от двух сотен зрителей и больше. Как тут не испугаться такого обилия чужих людей, которые гомонят, шумят и громко разговаривают перед началом представления. Нередки случаи, когда приходится покидать театр с испуганным ревущим малышом, так и не дождавшись начала представления.

    А как у нас? Количество билетов на интерактивные постановки Беби-театра ограничены – не более 30 детских мест + сопровождающие взрослые.

  2. Боязнь, что мама уйдет. Нередки случаи, когда мамы усаживают 4-5 летних малышей в кресло и уходят по своим делам. Иногда деткам не до представления. А вдруг мамочка потеряется и не заберет? Куда тогда идти, что делать?

    А как у нас? Ребенок всегда находится в сопровождении взрослого. Мы не приветствуем уход родителей. На представлении можно посидеть у мамы на коленках или подержать ее за руку. Мама даже может чуть подсказывать и помогать своему малышу в интерактивных играх на логику.

  3. Зловещая, угнетающая музыка. Да, встречается и такое. Например, когда надо показать логово Кощея Бессмертного или подчеркнуть трагичность момента. Особо впечатлительные малыши начинают плакать. Такие музыкальные эффекты вполне подойдут для подростков и детей младшего школьного возраста, но никак не для дошколят.

    А как у нас? В постановках Беби-театра используются только добрые и легкие мелодии. Для тяжелых и угнетающих нот наложено вечное табу. Под музыкальное сопровождение наших постановок хочется танцевать, кружиться, смеяться, ловить мыльные пузыри. А слова песенок настолько просты и легко запоминаются, что мы часто поем вместе с детьми.

  4. Сказочные герои. Это детям постарше подавай страшилки, Бабу Ягу, Змея Горыныча, всевозможных безобразных и ужасных монстров. Малыши все воспринимают более эмоционально, и поэтому могут испугаться ростовых кукол, грозных интонаций, страшных уродцев и слишком отрицательных сказочных персонажей.

    А как у нас? Конечно, мы используем в спектаклях отрицательных героев. Иначе, как показать разницу между добром и злом? Но они никогда не внушают малышам страх и ужас. А представления всегда построены таким образом, что все становятся в конце друзьями: и коварная акула, и капризная принцесса, и веселые мартышки, и непослушные лягушата… И, да, у нас не используются ростовые куклы, которые больше, чем маленькие зрители.

  5. Темнота. Вспомните, как начинается представление в классическом театре. Гаснет свет, звучит музыкальное сопровождение, открываются кулисы. Что же там будет и почему так темно? Вот на этом месте малыш сжимается в своем кресле, и хорошо, если страх быстро уступит место любопытству. А если не уступит? Можно вообще закрыть глаза и пропустить половину представления.

    А как у нас? В интерактивном Беби-театре всегда светло. И даже если в постановке предполагается специфическое шоу, свет присутствует всегда. Мы можем чуть приглушить его, но он есть. Кроме того, есть спектакли среди нашего репертуара, в которых всегда солнечно и светло. Например, Лесная сказка или Сказка реки.

  6. Громкие резкие звуки и аплодисменты. При большом количестве зрителей не избежать бурных оваций и урагана аплодисментов. Также, чтобы подчеркнуть значимость моментов, многие постановщики используют резкие звуки: крик, угнетающие ноты, дополнительный стук и грохот. Все это угнетающе действует на маленьких детей. После такого они могут вздрагивать от каждого шороха даже дома.

    А как у нас? Команда Беби-театра никогда не использует резкие звуковые эффекты в постановках. А аплодисменты ограниченного числа зрителей не испугают малыша. К тому же родители всегда предупреждены об одном из правил театра: не шуметь.

«Театральные» страхи могут быть разные, но в интерактивном Беби-Театр им места нет!

u-skazki.com

«Быть или не быть?» для самых маленьких

Куда отправиться всей семьей в выходной день? Вариантов масса! Но чем холоднее и слякотнее на улице, тем чаще совместные прогулки перерастают в культпоходы. И тут есть три классических варианта — цирк, кино и театр. Однако посещение последнего требует предварительной подготовки. Как детей, так и родителей. Особенно если речь идет о самом первом посещении театра.

Понятное дело, что сразу вести ребенка на оперу или балет не стоит. К такому серьезному действу бывает готов даже не всякий взрослый. Спектакль в драматическом театре или ТЮЗе — вариант возможный. Хотя и тут стоит обращать внимание на возрастной ценз, указанный на афише. А самый лучший вариант для первого знакомства со сценическим искусством — это театр кукол. Тем более, что большинство спектаклей там как раз рассчитано на самых маленьких зрителей.

Кстати, актуальный родительский вопрос — со скольки лет стоит приводить ребенка в театр? Традиционный ответ психологов — не раньше трех. Хотя порой и встречаются отдельные «продвинутые» малыши, способные не просто высидеть спектакль, но и адекватно его воспринять. И «продвинутыми» эти дети получаются не сами собой, а благодаря правильным родителям. Которые подготовили ребенка к походу в театр. Например, устроили ему домашнее представление с участием любимых игрушек. Или заранее прочли сказку, по которой поставлен спектакль.

Мама Карина, сыну 2 года: «Сейчас в продаже есть наборы для кукольного театра. Купила на днях „Курочку Рябу“, показала своему двухлетке. Так понравилось, что восторгу не было предела. Всем советую попробовать!..»

Мама Алена, сыну 3 года: «Первый раз повела сына на кукольный спектакль, когда ему не было трех. Показывали две сказки по 20 минут каждая. Родители — на „задворках“ или за пределами зала, чтобы дети гордились: „Я сам сидел, без мамы!“ Мой ребёнок высидел весь спектакль, смеялся, хлопал в ладоши и что-то даже пытался отвечать, когда задавались вопросы залу. Правда, один неприятный момент все-таки был. Когда кончился спектакль, я не успела быстро к нему подойти (народу много). И когда он меня наконец-то увидел, в глазках уже стояли слезы, и губешки были же „готовы“… Зато потом — радость неописуемая и попытки рассказать увиденное на своём птичьем языке — вот оно счастье!»

Мамам и папам, а также дедушкам и бабушкам важно помнить, что поход в театр для ребенка — это действительно большое событие. Порой пугающее: новая незнакомая обстановка, много людей вокруг, не всегда понятно, что происходит… В популярной программе «Сто к одному» даже был такой вопрос: «Чего может испугаться ребенок в театре?» И масса ответов — темнота, артисты, громкая музыка, крики, злодеи, Баба-Яга (почему-то отдельным пунктом), оркестр и даже аплодисменты. Так что, собираясь в театр, постарайтесь подготовить малыша к встрече с праздником. И тогда он будет с удовольствием смотреть спектакль, а не устроит собственное представление с испугами и капризами.

Правда, перегибать палку, излишне дисциплинируя ребенка во время культпохода, тоже не стоит. Ведь многие детские спектакли как раз рассчитаны на активную детскую реакцию. Дети, по задумке постановщиков, общаются с персонажами, танцуют, топают ногами… Вот, кстати, что говорят по этому поводу сами работники «храма искусств»:

«Нас очень огорчает, когда взрослые закрывают ребенку рот (буквально!), насильно усаживают на место, стыдят, призывая «вести себя тихо».

К примеру, одна учительница привела в театр свой класс (второй или третий). До начала спектакля бегать им не разрешила (а мы разрешаем!). И в зрительном зале строго предупредила: «Я буду следить за вашим поведением!». И следила. Вокруг все дети от смеха падали друг на друга, а эти, бедные, «вели себя хорошо»…

«А вот другой пример: ребенок во время спектакля каждые 2−3 минуты громко спрашивает у мамы: „Это кто?.. Это что?..“, а через 10−15 минут начинает отвлекаться, заглядывать под скамейку или залезать под нее, ныть, просить поесть, попить и пописать. Мы — артисты и администраторы театра, наблюдая такие ситуации, очень переживаем».

В общем, уважаемые родители, суммируем все вышесказанное и находим «золотую середину» поведения ребенка в театре. Чтобы все были довольны — и вы, и ребенок, и артисты на сцене! И будет все так, как в следующем высказывании:

Мама Анастасия, дочке 5 лет: «У меня дочь в восторге от театра! Я даже не ожидала. Повели на новогоднее представление, теперь требует постоянно! И я этому несказанно рада! И мы с мужем наконец-то начали театр посещать. Очень хочу посмотреть „Мастера и Маргариту“».


Интересное по теме:
Правильный уход за мягкими игрушками
Дорогие подарки ребенку: экономим или тратим

tlum.ru

Детки в театре! : ajushka — LiveJournal

Начался новый театральный сезон, и я все таки решаюсь выложить текст, написанный мною уже давно. Не выкладывала, потому что хотела, чтобы он был покороче и менее нравоучительным, но не обладаю я такими талантами, и даже убрав разные реальные примеры из своей жизни, все равно накатала простыню текста)))) и все же! Верю, что многим молодым мамам этот текст целиком или частично может быть полезен!

Итак, несколько наблюдений, которые могли бы облегчить поход в театр с малышами-дошкольниками, особенно тем, кто идет в первый раз и не знает, как ребенок воспримет это и тем, у кого восприимчивые и чувствительные детки. Возможно, мои советы помогут ребенку не испугаться в театре, и ему будет интересно, он больше воспримет и поймет, а после спектакля он не устанет так, что домой его придется везти с истерикой от переутомления и пережитых эмоций.

Это мой личный опыт, как мамы чувствительного ребенка-интроверта и как актрисы, которая играет для детей уже более 20 лет, из них 7 лет я занимаюсь практически только детским театром. И конечно же, мои советы не являются неоспоримым гарантом к удачному театральному выходу с ребенком, но возможно, что то полезное и нужное вы все таки для себя найдете.

1. Не надо устраивать малышу сюрприз. Даже если он любитель различных внезапностей, типа лопнувшего шарика или выскакивающего из-за угла клоуна с криком: "Сюрприз!"- к театру его все же лучше подготовить. Рассказать куда вы пойдете, что такое театр, какие там есть правила поведения, поиграть в театр с игрушками: например, посадить их в зрительный зал и устроить вместе с ребенком какое-нибудь мини-представление или наоборот, ребенок - зритель, а игрушки - актеры. Фантазируйте) Благодаря такой подготовке в театре вам будет немного легче контролировать его поведение, а малышу - принять "правила игры" в зрителя.

2. Не покупайте билеты вслепую, узнавайте про спектакль из отзывов и сайтов:

- есть ли там музыка (живая она или нет, какие инструменты будут, если музыка живая - и расскажите о них малышу, познакомьте с их звучанием, особенно если у вас пугливый и восприимчивый ребенок)

- узнавайте про площадку, на которой будет идти этот спектакль: там темный зрительный зал или светлый - и именно к этому готовьте малыша. Это можно понять и из видеороликов на сайтах театра или спрашивать напрямую в соцсетях (у всех театров есть свои группы). Беби-спектакли, как правило, идут на камерных площадках, но и они бывают разные. Если у вас чувствительный, пугливый ребенок, то для первого похода в театр лучше выбирать светлую площадку, где нет деления на сцену и зрительный зал или оно условно, как правило так бывает в детских клубах, развивающих центрах. А потом уже можно пробовать посещать театры с затемнением в залах.

3. Покупая билеты узнавайте о чем будет спектакль, если он создан по какой то сказке, то очень рекомендую почитать ее вместе с ребенком.
Не бойтесь, что зная сказку, ребенку уже будет не интересно смотреть. Наоборот, именно знание истории и узнавание героев будут держать интерес и внимание ребенка к происходящему на сцене, и он не устанет пытаясь понять, кто это на сцене и что происходит.

4. Приходите в театр заранее. Чтобы неспешно переодеться/переобуться в холодное время года (если малышу будет жарко в теплых штанах и обуви - вряд ли он сможет высидеть представление), сходить в туалет, привыкнуть к месту, если в зал пускают заранее - то и к залу. Пока не начался спектакль, рассказывайте ему про все, что видите во круг, что это и зачем, и напомните, что будет дальше.

5. Даже если ваш малыш супер-самостоятельный и не нуждается в постоянном ощущении вашего присутствия, не отсаживайтесь от него далеко. Будьте рядом, если формат театра это позволяет (обычно в беби-театрах это всегда возможно), или хотя бы за его спиной. Пусть он ощущает, что вы смотрите спектакль вместе. Это поможет ему не испугаться каких то возможных неожиданностей, и настроит на правильную реакцию, ведь если ребенок видит, что вы улыбаетесь и позитивно реагируете, он будет знать, что все в порядке.

6. Если спектакль заявлен, как интерактивный, тоже подготовьте к этому маленького зрителя. Если ваш малыш активный и общительный, то на таких спектаклях садитесь поближе к сцене, а вот с детьми-созерцателями и интровертами лучше садиться поодаль, ведь попытка актеров вовлечь его в действие могут напугать и сорвать весь ваш культ.поход.

7. Если все-таки к вам во время спектакля подошел персонаж и ваш ребенок явно не настроен на общение с ним, подхватите инициативу, подыграйте актеру вместо своего малыша, будьте дружелюбны и позитивны с этим персонажем, на вашем примере ребенок будет учиться такому же восприятию и в следующий раз, возможно, и сам согласиться стать участником действия.

8. Если ваш ребенок во время спектакля расплакался, и вам пришлось выйти из зрительного зала, не ругайте малыша и не демонстрируйте свое расстройство по этому поводу. Малыш все равно не поймет про "потраченные деньги" и "пропавшие билеты" , и про упущенную возможность, а вот мамино недовольство или огорчение останутся в подсознании связанными с походом в театр. Если ребенок успокоится, но возвращаться в зрительный зал не захочет, не настаивайте. Сделайте перерыв с театрами, а потом попробуйте снова, выбрав спектакль с учетом тех моментов из-за которых расстроился ваш ребенок.

9. Последний (честно-честно))), очень сложный, нудный, но важный пункт родителям активных, общительных деток.

Я за творческую свободу ребенка и его право проявлять себя, но в любой свободе как не крути, есть свои границы. В жизни эти границы связанны с безопасностью и уважением. В театре - тоже!

Как быть, если ребенок начинает громко разговаривать или может встать с места и пойти поиграть на сцену вместе с актерами, когда спектаклем это не предполагается))))) Как правило, поведение родителей в такой момент имеет две крайности: а) мой ребенок свободен в самовыражении и я его в этом не ограничиваю, б) мой ребенок ведет себя ужасно, всем мешает, мне стыдно за него.

В первом случае, родители ничего не предпринимают, а иногда даже начинают радоваться и тоже идут на сцену, фотографируя своего артистичного малыша. И знаете, если ребенок это делает открыто, и я, как актер его вижу, то родители, видимо, чтобы "не мешать", пробираются на сцену тайком, и один раз, отступая назад я просто села на ползущую по заднику маму, пытающуюся запечатлеть свою малышку на сцене.

Во втором случае, родители начинают пшикать, шипеть на ребенка и ругать его. Ребенок может быть так захвачен действом, что и не слышит маму, зато остальные: актеры и зрители - отлично слышат.

На самом деле, для маленького ребенка - это вполне нормальное поведение, и актеры, чаще всего умеют справляться с такой ситуацией, но родители не должны игнорировать или, наоборот, ругать за это ребенка. Если малыш кричит или просто громко разговаривает: тихонько, на ушко, напоминайте ему о тишине; если он бежит на сцену - не кричите ему, не зовите, спокойно встаньте и верните его на место, или возьмите его к себе на колени, обнимите, напомните, что надо смотреть, сидя на своем месте. Делайте все доброжелательно, поверьте в зале все родители и все всё понимают, актеры тоже прекрасно осознают особенности малышей-зрителей, но ваше бездействие или негативное действие мешают гораздо больше, чем активность детей.

Не сразу, но постепенно, благодаря вам, дети примут правила поведения в театре, поймут когда надо посидеть тихо, а когда можно действовать и участвовать. Не забывайте, что именно ваш пример - ключевой в формировании поведения ребенка, если вы во время спектакля говорите по телефону, или сидите в интернете, не считая детский театр чем то важным, то ваш ребенок вырастит с таким же отношением, и такой же зрительской культурой.

Кстати, если вашему малышу ну очень хочется на сцену, договоритесь с ним дождаться окончания спектакля, подойдите к актерам или администрации в зале, я уверена, если это камерная площадка, то вам не откажут в возможности выйти на сцену, а во многих случаях даже дадут потрогать реквизит, познакомиться поближе с героями спектакля, сфотографироваться в декорациях.

Друзья, была ли вам полезна эта информация? может я о чем то забыла сказать? Поделитесь своим опытом и лайфхаками по этой теме.

ajushka.livejournal.com

Ребенок боится театрализованных представлений! - Woman's Forum - Улановка.Ру

bair_b1985

Просто ваш малыш еще маленький. Зачем травмировать ребенка, раз в сезон таская в театр, зная, что он боится? У него потом заложится какая-нибудь фобия на всю жизнь из-за стремления мамы развить ребенка как можно раньше.

Боится - подождите хотя бы до трех - трех с половиной лет, когда ребенок больше понимать начнет, разговаривать более-менее связно.

Может, быть именно так в его фантазиях и выглядят страшилища, бабайки, и он думает, что от них исходит какая-то опасность, раз боится их и плачет.

Можно не знакомить его пока с Дедом Морозом, а пока ненавязчиво рассказать ребенку, что мол, есть такой дедушка, он ходит в праздник Новый Год по домам и дарит хорошим детям подарки, и вручить ему игрушку какую-нибудь красивую, мол, это он тебе передал, и еще передает большой привет.

Показать малышу картинки с Дедом Морозом, рассказать, где он живет, и чем занимается.

Когда ребенок будет готов к встрече с Дедом Морозом, он сам попросит этой встречи. А пока лучше готовить его морально))

ulanovka.ru

Чего боятся наши дети на разных этапах взросления и как мы можем им помочь

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Страхи и фобии могут возникать в любом возрасте, но именно в детской психологии есть понятие естественных страхов — тех, что возникают у большинства детей на том или ином этапе развития и являются закономерным следствием взросления. Однако в подходе родителей к таким страхам возможны крайности: кто-то мчится к психотерапевту из-за того, что малыш боится темноты, а кто-то в подобной ситуации отмахивается от «глупостей» и плотно запирает на ночь дверь в детскую.

Чего ждать от детских страхов, как помочь ребенку с ними справиться и нужно ли обращаться за помощью к специалистам? AdMe.ru решил разобраться.

От рождения до 1 года

  • Страх резких звуков / вспышек / движений. Не требует особых действий со стороны родителей, просто постарайтесь избегать любой резкости. Ребенок, спокойно спящий под гудение пылесоса и шум стройки под окном, может испугаться простого внезапного чиха. Для снижения общей тревожности как можно чаще используйте контакт «кожа к коже».
  • Страх потери матери. Пройдет, когда малыш начнет осознавать себя как отдельный организм, а не часть мамы. Кроме того, он приобретет понятия «на время» и «в другом месте», тогда как сейчас уход мамы — это «навсегда» и «в неизвестность». Пережить этот период поможет, например, радионяня, благодаря которой малыш сможет слышать ваш голос.
  • Страх незнакомца. Во втором полугодии жизни ребенок начинает различать понятия «свой» и «чужой». Некоторые дети реагируют на чужих очень резко: пугаются, плачут, отказываются общаться. Не настаивайте — двоюродная тетя переживет, что малыш не пошел к ней на ручки, а отдав его насильно, вы рискуете усугубить этот страх.

От 1 года до 3 лет

  • Боязнь нововведений. Ребенок еще слишком мал, чтобы понимать, что изменения - это нормально. Для него любые перемены - крушение мироустройства. И так совпало, что именно на этот период приходится обычно серьезное отделение от родителей - детский сад или няня. Разговаривайте с малышом о предстоящих переменах, придумайте ваши личные ритуалы, которые будут оставаться неизменными при любых условиях. Ни в коем случае не нарушайте данных ребенку обещаний - ему нужны точки стабильности.
  • Страх темноты. Причиной возникновения становятся обычно необдуманные слова и поступки взрослых. Помочь справиться с ним может ночник. Можно подарить малышу маленький фонарик, который "способен победить темноту, хоть и совсем кроха". Можно придумать интересные занятия в темноте: театр теней, просмотр слайдов, игры со световым столом.
  • Боязнь животных. Причина возникновения - неприятный опыт общения с животным либо страшилки, рассказанные взрослыми ("Не трогай - укусит!"). Обучая малыша общению с животными, не путайте страх и осторожность - воспитывать следует именно второе. Если страх уже возник, действуйте мягко: выбирайте мультики, книжки, в которых "страшный зверь" вовсе и не страшный. При случае подружитесь с одним из представителей пугающего вида (только не настаивайте "погладить собачку", если ребенок боится, - всему свое время).

От 4 до 7 лет

  • Страх перед монстрами. Призраки, бугимены, вампиры — ребенок не способен разделить эмоцию и объект, ее вызывающий. Другими словами, если его испугал персонаж ужастика, страх реален, а значит, и монстр тоже реален. Не допускайте бесконтрольного просмотра ТВ ребенком. Если страх уже появился, вместе найдите слабые места у монстра и «вооружите» против него малыша.
  • Страх боли. Разумеется, реагирует на боль и новорожденный, но бояться боли до того, как ее причинили, — это свойство более зрелой психики. Более конкретизированная версия — боязнь врачей. Никогда не лгите ребенку о боли — не нужно говорить, что будет совсем не больно, ведя малыша на прививку. Скажите честно, что придется немного потерпеть, — все пройдет быстро.
  • Страх смерти. В старшем дошкольном возрасте к малышу обычно приходит осознание необратимости смерти. Сопровождается оно, как правило, боязнью потерять родных (о собственной смерти человек задумается гораздо позже). Поговорите с ребенком, выслушайте. Объясните, что обычно люди умирают, прожив долгую жизнь, и у вас еще много времени. Если малыш заявит, что придумает «лекарство от смерти», поддержите эту идею, она поможет ему примириться с пугающим фактом.

www.adme.ru

С какого возраста ребенка можно в кукольный театр водить Нам 1,5

Ой, я про это диплом писала :)))) По науке с 4 лет. Но детки бывают разные. В нашем театре даже в пеленках можно малышей увидеть. Надо просто встать на интересы ребенка. Не заставлять его. Для начала можно просто прийти в театр, погулять по фойе, посмотреть музей, фотографии актеров или что там еще у вас в театре есть? Посмотреть на красивых деток. Потому что для ребенка ВПЕЧАТЛЕНИЯ начинаются уже в автобусе, когда вы в театр поехали и к началу спектакля он от них уже устает... какое уж тут восприятие? :)) Просто для общения и новых впечатлений можно в любом возрасте. Но надеяться на какой-то эффект от спектаклей раньше трех-четырех лет не стоит:) А ну и репертуар, конечно, подбирайте соответственный... иногда малыш может испугаться самых неожиданных вещей, они все воспринимают по другому... здесь важно НЕ НАВРЕДИТЬ! Если бедет негативный опыт, а вы хотите вырастить театрала, то лучше до четырех лет пожить без походов в театр. Нам пока всего годик, я планирую на новогоднюю елку в кукольный сходить... попробовать... посмотреть как малыш себя поведет.

как он себя ведёт

нельзя. так как он маленький он нечиго не запомнит

мы пошли в 2 года

Лет с 2-х попробуйте,т но как только заметите,что интерес пропал-пора пройтись по фойе. Малыш - прелесть.

Не раньше, чем с 3х, зачем ребёнка мучить, он всё равно не понимает.

смотря насколько он у вас усидчивый.Хотя я думаю все дети не усидчивые!

Вообще не раньше 3-х лет. В 2-3-года начинает формироваться личность ребенка, так называемое "Я Сам".

Лучше всего устроить кукольный театр дома. И вам весело и ребенка не испугаете. В полтора года кукольный театр рановато. Там для него слишком шумно и темноты в зале дети боятся. Моему младшему 3,5. По лету втроем (старшей 5,7) ходили в кук. театр - были настоящие мучения. - 15 минут и дети начали шуметь, есть, потом бегать по залу, проситься в туалет. Мы ушли, а я была вся издерганая. А вот дома - в самый раз. Подключите папу, бабушек. Всем будет весело.

мой старший уже смеялся в смешных местах с 2 лет,но им трудно: дорога туда...много раздражителей...дорога обратно...Устанет очень в 1.5...успеете ещё!

понаблюдайте если он с интересом смотрит мультики то сводите. моя в 2 года с интересом ходила в цирк сидела 2часа с открытым ртом

На первые 10-15 минут терпелки у него хватит, потом будет крутиться, мамкать и т.д. А может спокойный малыш и его заинтересует.

Лет до двух кукольный театр можно дома устраивать, так как обычное представление у малыша пока не хватит сил высидеть )) А дальше - как себя малыш будет вести. Если усидчивый и спокойный, то можно сходить в театр, но только на представления для самых маленьких, там специально представление не долго длится. А лет с 4-5 можно на обычные детские спектакли ходить. По крайней мере, с дочкой мы так примерно ходили. А вот сынуле пока только 3 года, но о театре и речи быть не может, он слишком активный )) Так что пока обходимся домашними представлениями и в садик к ним приходит театр.

я как человек имеющий отношение к праздником в частности с детьми, хочу сказать,что вообще рекомендуют с 3 лет. Психика может пострадать от "кукол". ПОка лучше не водить.

Все детки разные, мы свою с полутора лет везде водим и театры и цирки, Уголок дурова, елки и везде ей очень нравилось, ни разу не уставала и не ныла. Так что всё зависит насколько общителен ваш малыш, наша очнь общительная. На фото просто очаровашка.

touch.otvet.mail.ru

С какого возраста можно водить ребенка в детский театр?

Исследования современных детских психотерапевтов показали — вполне возможно водить малышей в детский театр с 2,5 — 3х-летнего возраста или даже с самого раннего возраста, с одного — полутора лет.

Когда ребенок вырастет, он может и не запомнить того, что с ним происходило в годик, но внутри, в подсознании, тот ранний детский опыт встречи с прекрасным безусловно оставляет свой позитивный отпечаток и оказывает влияние на развитие ребенка.

Но для того, чтобы открыть ребенку мир театра, необходимо сделать правильный выбор детского спектакля и подготовить ребенка морально.

Нет смысла приводить малышей до 4 лет в традиционный театр, где многочисленная публика, шум и длинное представление. Ваш ребенок может испугаться и переутомиться. И тогда слово «театр» надолго, а может быть и навсегда станет для него чем-то устрашающим!

Спектакль для самых маленьких должен продолжаться 20-30, максимум 40 минут. Сюжет должен быть достаточно простым и понятным детям такого возраста. Обычно с 2,5 лет дети начинают с большим интересом наблюдать за действием на сцене и вполне способны понять развитие событий.

И вот, вы выбрали театр и подходящую пьесу. Теперь родителям необходимо подготовить малыша. Рассказать, как все в театре устроено, объяснить  — каким образом люди ведут себя в театре.

Обязательно прочитайте ребенку сказку, покажите картинки или расскажите своими словами историю, которую ему предстоит увидеть в детском театре. Попробуйте сами устроить ребенку домашний кукольный театр, разыграйте перед ним его любимую сказку.

Ребенку понравилось? Теперь можно смело отправляться в культпоход в настоящий театр и приобщать детей к прекрасному!

Если вы не пожалеете времени и сил на подготовку, то досуг в театре превратится в настоящую радость, как для ребенка, так и для вас!

А теперь посмотрим, что пишут мамы и папы о своем опыте походов в театр вместе с детьми в блогах для родителей:

Сергей:
«В первый раз мы повели сына в кукольный театр в 2,5 года. Он очень живой и подвижный ребенок, периодически он вставал, разговаривал со мной, но представление ему явно понравилось. С тех пор мы регулярно ходим с ним в театр, цирк и планетарий.Мне кажется, что такие мероприятия очень положительно сказываются на его воспитании. У него расширяется кругозор и словарный запас, наблюдается явный скачек в развитии.»

Марина:
«Мой сын не привык быть в людных местах и без всякой подготовки в два года ходил на новогоднюю елку — он испугался так, что мне пришлось забрать его зареванного с  представления и увезти домой. Так что все зависит от вашего ребенка: если он не боится чужих людей, громкой музыки, то думаю, что в возрасте 2,5 лет можно смело идти на представление.»

Олеся:
«Своего сына мы первый раз повели в кукольный театр в 3 года. Впечатлений было у ребенка море! Спектакль был не очень длинный — 35 минут.Никакого испуга и негативного отношения не было! Возможно, это еще и потому, что в саду у сына часто воспитатели делали небольшие постановки к праздникам, да и артисты из кукольного частенько «гастролировали» по садам с мини-спектаклями. Потому для него не было ничего страшного в посещении театра. Наоборот, он долго говорил об этом, восторгался и просился в театр опять!»

Георгий:
«В детский театр мы впервые водили сына и дочь (близнецы) на Новогоднюю сказку, в возрасте 2,5 лет. Дети были подготовлены, с ними много занимались мама и бабушка. Им все очень-очень понравилось!  А сейчас, в 7 лет, они с удовольствием ходят на серьезные спектакли для детей школьного возраста.»

Елена:
«Я привела сразу двоих малышей 2,5 и 1,5 лет в театр Домик Фанни Белл на спектакль «Муха Цокотуха»
Мой старший сын был в восторге! А малыш сначала сидел на руках и смотрел, а потом тихо уснул. Старший имеет большой театральный и книжный опыт. Он живо реагирует на происходящее действие и смеется в смешных местах с 2 лет. «

Катя:
«Все детки разные, мы свою с полутора лет везде водим и театры, и цирки, Уголок Дурова, елки и везде ей очень нравилось, она ни разу не уставала и не ныла. Так что, всё зависит, насколько общителен ваш малыш, наша очень общительная.»

Итак, сделаем вывод. Оказывается, невозможно точно определить с какого возраста ребенку можно посещать театр. Это всегда очень индивидуально и зависит от многих факторов. От степени подготовленности ребенка к культпоходам, уровня развития его общительности и раскрепощенности, общего культурного уровня среды и семьи.

По опыту и наблюдениям за детьми на спектаклях в театре Домик Фанни Белл, мы рекомендуем начать посещение детского театра с 2,5 лет на спектакли «Муха Цокотуха» и «Мойдодыр». Но это нижняя возрастная граница. Такие спектакли будут интересны также детям 3, 4, 5 и 6 лет! Над приключениями Малыша и Мойдодыра хохотали даже восьмилетние мальчишки!

Спектакли «Криктор» и «Сказки лиловой поляны» для детей от 3-х до 10 лет.

Нам не передать словами то счастье, которое мы испытываем от того, как, сидящие рядом на спектакле «Криктор», двухлетняя девчушка, девятилетний джентльмен, тридцатилетняя красавица-мама и седовласый дедушка задорно смеются над выкрутасами героев забавной истории, написанной Томи Унгерером!

А недавно произошло самое удивительное из того, что мы видели на наших спектаклях. На спектакль «Сказки Лиловой поляны»  к нам пришла наша знакомая Арина с полугодовалым малышом. Он спокойно сидел у нее на руках и с интересом смотрел на красочное музыкальное представление. Правда через полчаса (спектакль длится 40 минут) ребенок стал закрывать глазки — наверное просто захотел спать…, так что потом они просто тихо вышли.

Мы всегда с радостью ждем ребятишек разных возрастов и их родителей на детские спектакли в семейный театр «Домик Фанни Белл».

Светлана Соколова

funnybell.ru

Зачем ходить с ребенком в театр: кому это нужно?

Я, как мама трехлетней дочки, активно слежу за новинками в области обучения и развития малышей. Мультики, обучающие программы, книги. Всего хватает. Как-то нам предложили билеты в театр. «Три года, может рановато?» — подумала я, но мы решились и…


dszasechnoe.ru

Зачем придумывать что-то новое, если есть хорошо забытое старое?

Театр — это здорово! Это еще один легкий способ для воспитания в своем ребенке тех самых по истине человеческих качеств, которых так не хватает в жестком современном мире деловых бумаг и денег.

Вы скажете, что там полезного, можно грамотно подбирать мультики. И эффективно,  и ходить никуда не нужно. Готова поспорить.

Во-первых, малыш попадает в общество сверстников, учится правилам поведения в обществе.

Во-вторых, торжественность и таинственность самого здания театра и действа на сцене формируют особенное, ни с чем несравнимое настроение.

В-третьих, игра актеров способна создать неизгладимое впечатление, которое навсегда поселится в душе и сердце ребенка, породив доброе и прекрасное.

В-четвертых, расширение кругозора и обогащение лексикона. Живая обстановка, интонации, мимика, жесты — все это полностью овладевает малышом. Ураган эмоций. Да что говорить. Просто понаблюдайте за своим чадом во время представления.

Все мы наслышаны об эффективности сказкотерапии. С помощью театра ваш ребенок сможет не только побороть свои страхи, но и увидеть себя со стороны во время капризов и истерик. Отчего бы нам с вами вот так меркантильно не воспользоваться детской наивностью?

Театр начинается с вешалки? Театр начинается с беседы

ru.sputnik.az

Прежде, чем отправляться в театр, стоит подготовить малыша ко встрече с прекрасным. Чтобы эффект от посещения театра был максимальным, начните подготовку заранее. 

  • Начинаем с элементарных правил поведения. Надеюсь, вы в курсе, что громкое чавканье, шелест оберточной бумаги — табу. Хотя, если вы не уверенны в аппетитах своего чада, возьмите с собой бутылочку с водой и парочку печенюшек.
  • Далее расскажите о том, как сказка оживает. Для чего срывать интригу, скажете вы? А вдруг ребенок испугается и устроит истерику. Неопытных театралов лучше познакомить с сюжетом сказки заранее. Не стоит читать все произведение до конца, но пусть сложится общее представление о сюжетной линии. Поверьте, скучно не будет. Декорации, софиты, костюмы – благодаря этим атрибутам и искренней игре актеров ребенок увидит знакомые сказки другими глазами.
  • Выбирая одежду, обратите внимание на умеренную торжественность мероприятия. Вечернее платье будет лишним, однако и спортивные штаны никак не вяжутся с образом будущего театрала.
  • Не спешите. Постарайтесь прийти заранее, чтобы ребенок осмотрелся, успел полюбоваться убранством и проникнуться духом театра. Все имеет значение. Даже такие мелочи, как поиск места в нужном ряду, сдача вещей гардероб. Обратите внимание на занавес, софиты, на приглушенные голоса зрителей.

Ненавижу оперу, или С какого возраста стоит начинать посещение театра

Моя мама, недолго думая, решила начать мое воспитание искусством сразу с оперы. Как оказалось, зря. Делюсь своими впечатлениями детства: темно, холодно, орущие на сцене люди, плюс — постоянно «шикающие» в мой адрес тети в очках («девочка, тише, девочка успокойся»). В итоге, в рот мне была запихнута мятная жвачка, которой я еще больше шокировала публику громким звуком лопающихся резиновых пузырей. Занавес. Воспитательный эксперимент не удался. С тех пор ассоциации с оперой у меня не самые приятные.

В чем ошибка моей мамы? Она мне польстила в своих предположениях о моей усидчивости и заинтересованности высоким искусством.

Учтите следующее:

  • Анализируя богатый репертуар детских постановок, обращайте внимание на возрастные ограничения и на сюжет сказочного представления.
  • Так же не игнорируйте индивидуальные особенности своего малыша. Скромняга навряд ли получит удовольствие, если его начнут насильно вовлекать в игру, а непоседа скорее утомится от полуторочасового пребывания в кресле.
  • С какого возраста начинать? Кто-то готов уже и в три года, отдельным стоит подождать лет до пяти. Вопрос персональный.

Взгляните на мир глазами ребенка

Мы с вами повидали на своем веку немало. Нам хочется чего-то свежего и необычного. Но это у нас с вами «все было», а у ребенка опыт общения с искусством небогатый. Может не стоит сразу окунать его в нетрадиционные формы театрального действа?

Навряд ли «свежего» зрителя вот так сразу увлечет театр пантомимы. Пожалуй, малолетним новичкам стоит начинать с непродолжительной кукольной постановки.

Непоседам понравятся интерактивные представления, во время которых зрителей вовлекают в игру. Сказочные герои не справятся без помощи юных театралов. Кроме безусловной пользы от театра ребенок сможет побороть страх выступления перед публикой, а так же узнать свои актерские таланты.

Первые посещения должны оставить приятные впечатления. Иначе говоря, наша с вами задача — привить вкус и желание дальнейшего общения с театром.

Впечатления детства самые прочные. Если ребенок сумел раствориться в театральном действе, в глазах отражается чудо — значит, ваш выбор оказался верным.

photostudiom.at.ua

На время малыш просто уходит в сказку. Его переживания искренние и настоящие. Он свято верит в чудеса на сцене. В это время формируется личность, характер и чувство прекрасного.

О чем стоит подумать заранее

  • Покупка билетов. Это вам только кажется, что в театры нынче никто не ходит. Ошибаетесь. Ходят. Поэтому заранее побеспокойтесь о покупке билетов.
  • Проанализируйте маршрут от вашего дома до театра. Учтите особенности передвижения транспорта в час «пик». Неплохо перед представлением прогуляться и поболтать с ребенком, настроить его, успокоить, расслабить.
  • Комфортная одежда. Кроме того, что наряд должен соответствовать мероприятию, помните об удобстве. Сомневаюсь, что в теплом комбинезоне ваш ребенок высидит полтора часа, чувствуя себя при этом довольным. Здесь уж никакая сказка не поможет.
  • Перекус. Если антракт не предусмотрен, возьмите с собой бутылку с водой, печенье, заранее сложенные в контейнер кусочки яблока. Маленькие дети хотят пить и есть вне зависимости от правил этикета.
  • Выбор мест. Часто билеты на представление распространяют среди школьников. Если есть возможность, постарайтесь приобрести билеты с местами подальше от шумной стайки 1 «А» во главе с грозной воспитательницей.
  • Очень неплохо, если время после театра вы проведете вместе со своим ребенком. Это же здорово, когда малыш будет восторгаться и делиться впечатлениями именно с вами.

Если слово «театр» у вас ассоциируется с чем-то чопорным и пахнущим нафталином, не стоит отказывать себе в удовольствии изменить подобное мнение. Современные авторы предлагают множество интересных постановок с учетом тенденций развития общества. Чебурашка пользуется мобильным телефоном, Фиксики разъезжают на сигвеях, а Красная Шапочка рассуждает о новых веяниях моды.

В современной гонке мы часто забываем о простых вещах, которые, пожалуй, играют очень важную роль в жизни. Видеть прекрасное – это способность, которую надо развивать. Не упустите этот момент. Театр вам в помощь.

Уважаемые родители, поделитесь своим мнением относительно современного театра в жизни наших детей.

rastishka.by

Что стоит знать родителям, которые решили привести ребенка в театральную студию

Что стоит знать родителям, которые решили привести ребенка в театральную студию

В начале учебного года многие выбирают, в какую секцию отдать детей, чтобы занять их время с пользой и раскрыть свои таланты. К счастью, рынок предлагает множество вариантов: иностранные языки, спорт, творческие кружки, робототехника, шахматы и так далее. В основном эти занятия формируют какие-то определенные навыки, но есть способ развить ребенка на все 360°. Такую возможность дает театральная студия. «О!» поговорил с экспертами из этой сферы и мамами, чьи дети учатся актерскому мастерству, чтобы рассказать об особенностях различных студий.

Зачем отдавать ребенка в театральную студию

Ученый-физиолог, доктор биологических наук Марьяна Михайловна Безруких в своей статье про адаптацию детей к школе писала: «Самое главное, что нужно развивать до школы — это речь ребенка». Многие педагоги жалуются: современные дети не могут пересказать какой-то текст, складно рассказать что-то, донести свою мысль четко и внятно, им гораздо проще написать это или объяснить невербально. Занятия в театральной студии помогут восполнить дефицит общения, который испытывают сейчас не только взрослые, а также развить ребенка физически, эмоционально и интеллектуально.

Александр Львович Федоров, художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера, заслуженный артист России

Сейчас дети общаются только со своим телефоном: они смеются не в общении с другом, а над тем, что присылают им в сообщениях, не улыбаются товарищу в лицо, а посылают «смайлики». Театр — это искусство общения. Наша задача — сделать ребят более контактными, адаптированными к жизни. Мы учим детей говорить друг с другом, добиваться своих целей через коммуникации, а также возвращаем их в детство посредством игры, ведь ее сейчас очень мало.

Кому подойдут занятия в студии

Некоторые родители считают, что театр — это что-то очень специфическое, и заниматься актерским мастерством лучше детям, которые хотели бы связать свою жизнь со сценой или тем, у кого есть необходимые способности и склонности.

Елена Лазурина, актриса Московского театра Луны, режиссер и старший педагог Детского театрального центра-студии «Маленькая Луна»

Мы берем детей с 4,5 лет, и в этом возрасте трудно сказать, станет ли ребенок артистом в будущем или нет. Основная функция детских творческих учреждений — помочь вырастить разностороннюю личность. Поэтому наша первоочередная задача — раскрыть индивидуальность ребенка.

Студия при театре или театральный кружок

Если ваш сын или дочь мечтает о сцене, хочет научиться актерскому мастерству, стоит только ввести свой запрос в «Гугл» — и рынок предложит вам множество вариантов: от серьезных театральных школ до частных студий и обычных секций, которые есть почти в каждом городе. Давайте разберемся, в чем их различия.

Преподавательский состав

В профессиональных студиях детей будут учить действующие актеры, певцы, мастера своего дела с педагогическим образованием, авторскими методиками преподавания и огромным опытом. В самодеятельных театральных секциях педагоги зачастую не имеют к театру никакого отношения. Там ребята могут развить свои коммуникативные навыки, стать более раскрепощенными, но вряд ли получится раскрыть актерский талант для профессиональной сцены. Кроме того, сейчас очень много студий-однодневок и проектов, для которых дети набираются на короткое время. Это своего рода конвейер: ребят отснимают, «выплевывают» и берут следующих, не задумываясь, что для ребенка это травма, ведь он надеялся, что его «звездный час» продлится подольше.

Свобода творчества

Зато в таких непрофессиональных проектах и студиях, которые сейчас сильно расплодились, обещая славу и признание всем и каждому, больше свободы для творчества и нет каких-то жестких рамок. В серьезной же театральной школе нужно быть готовым к рутине и суровым правилам: вам дадут текст, вы его выучите и будете играть в одних и тех же спектаклях несколько лет подряд, причем отношение к детям здесь как ко взрослым актерам, без «сюси-пуси». Некоторым такой вариант кажется тяжелым и скучным.

Как пройти отбор

Страшные слова кастинг, прослушивание, собеседование пугают не только ребят, но и их родителей. И вот, подойдя к заветной двери в зал, уже совсем не хочется туда заходить. Не переживайте, все не так ужасно. На прослушивании детей обычно просят прочитать стихотворение или басню наизусть, спеть или станцевать, чтобы посмотреть, с чем предстоит работать дальше. Подготовьтесь к кастингу дома: порепетируйте с ребенком перед зеркалом заготовленную речь. Но если на прослушивании что-то не получится с первого раза, не расстраивайтесь слишком сильно, возможно, это просто не ваша роль и стоит попробовать себя в других проектах.

Александр Львович Федоров, художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера, заслуженный артист России

Мы не театральный кружок, а профессиональный театр, поэтому не можем взять всех детей, есть определенный отбор. Ребята должны уметь хорошо петь. Когда мы ищем актеров на какую-то роль, то устраиваем внутренний кастинг: сажаем в жюри наших детей из труппы, которые оценивают выступление новеньких, а те показывают то, что они могут. И, поверьте мне, вот такой кастинг более справедливый, никому не обидно.

Сложно ли учиться

При выборе студии нужно понимать, какие нагрузки вас ждут. Причем в серьезных учебных заведениях вам никто не сможет сказать «на берегу», на какую занятость вам стоит настраиваться.

Играть в спектаклях и просто учиться актерским дисциплинам — это две разные вещи. Если хочется всего и сразу, ты просто будешь жить в театре, как было у нас: школа — студия, репетиции, репетиции, и так каждый день. Саша вообще не бывал на улице, мы приезжали домой и падали от усталости.

Наталья Новикова, мама актера Саши Новикова

Кто-то испугается такой нагрузки, а кто-то сможет посчитать ее тренировкой навыков стрессоустойчивости и многозадачности, умения работать в сжатые сроки, которые непременно пригодятся в будущем. Театр очень дисциплинирует детей: юные актеры понимают, что нужно подготовиться к спектаклю, выучить свои слова, сделать уроки для школы, поэтому остается меньше времени на болтовню и гаджеты.

Что задают на дом

Ну, начинается, скажете вы: подготовка к школе — задания, в школе — домашняя работа, еще и здесь чем-то загрузят. На самом деле все не так страшно, по крайней мере на начальных этапах. В качестве домашнего задания может быть наблюдение за всем, что происходит вокруг: за другом, за соседом, за актером по телевизору, за животными, за деревьями на ветру. Начинающим актерам нужно постараться максимально подробно запомнить их движения, мимику, понять мотивы поведения, чтобы потом суметь сыграть этого героя по заданию режиссера.

Чему учит театральная студия

Обычно в студии преподают четыре основные дисциплины: актерское мастерство, сценическое движение, пластику и хореографию, хоровое и сольное пение. Эти, на первый взляд очень специфические занятия, помогают поверить в себя, приобрести уверенность в своих силах, почувствовать себя личностью, избавиться от комплексов. Дети учатся доказывать свою точку зрения, слушать и ценить мнение своих товарищей, раскрепощаются физически, вырабатывают правильную дикцию. В школе и во взрослой жизни эти навыки помогут им без труда произнести какую-то речь с грамотными логическими ударениями и паузами, заинтересовать зрителя и удержать его внимание до конца своего выступления. Здорово, если в студии есть какие-то дополнительные занятия, на которых можно познакомиться с другими творческими профессиями, расширить свой кругозор и открыть в себе новые таланты.

Николь уже 4 года занимается в детской тренинг-студии «Актер». Там множество интересных факультативов, которые ведут профессионалы своего дела: сценический грим, журналистика, основы мультипликации и озвучки. А в студии Станиславского дети каждый месяц ставят новый спектакль, причем сами рисуют декорации, своими руками делают костюмы. Это очень интересно!

Залина Плиева, мама Николь Плиевой, ведущей канала «О!»

Как выбрать студию

Для начала стоит понять, для каких целей ребенку нужна театральная студия и каких результатов вы ожидаете. Если есть возможность, попробуйте сходить на уроки к нескольким педагогам и понять, какой из них больше всего понравился малышу, где атмосфера была приятнее, куда ноги идут с большей охотой.

Елена Лазурина, актриса Московского театра Луны, режиссер и старший педагог Детского театрального центра-студии «Маленькая Луна»

Обратите внимание на преподавателей, ведь именно они являются проводниками детей в мир театрального искусства. Лучше, если учителя будут действующими актерами, певцами, но с педагогическим образованием, а еще лучше, с авторскими методиками и богатым сценическим опытом. Учителя должны хорошо понимать психологические, эмоциональные и физические особенности ребят, уметь увлечь их за собой. Хорошо, если на занятиях внимание уделяется каждому ребенку. В идеале в группе должно быть не больше 15 человек. А еще нужно обратить внимание на материальную базу студии, поэтому лучше выбирать учебное заведение при театре, тогда ребенок сможет регулярно играть и репетировать на настоящей сцене с качественным световым и звуковым оснащением.

К сожалению, многие мамы и папы пытаются реализовать свои амбиции через своих детей, воплотить в жизнь свои несбывшиеся мечты или, чего уж там скрывать, просто заработать.

Александр Львович Федоров, художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера, заслуженный артист России

Самый главный девиз — не навреди ребенку, ведь он — тонкий инструмент, который очень легко расстроить и сломать, задать ненужный тон, а исправить тяжело. Нужно любить детей и увлекаться ими, ну и педагогу настроить себя на такой игровой лад и вооружиться фантазией, тогда все получится.

Текст: Дарья Дудкина

Фото: Sergey Novikov/Romrodphoto/aerogondo2/Anna Grigorjeva/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

6 советов родителям, если ваш ребёнок сильно испугался чего-то

Не всегда мы можем, хоть и стараемся, оградить ребёнка от травмирующих ситуаций. Он может испугаться лающей собаки, клоуна, страшной картинки, взрыва петард, врача, человека с необычной внешностью или чего-то, что совсем не кажется страшным нам, взрослым. Клинический психолог, игротерапевт Ирина Катин-Ярцева рассказывает, как вести себя и что делать, если ребёнок пережил испуг.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Иногда такой испуг проходит бесследно, и, утешившись, ребёнок уже вновь весело играет, крепко спит и с аппетитом ест. Но может быть и по-другому. Если ребёнок в течение нескольких дней или дольше страдает от последствий испуга — плачет, отказывается выходить на улицу, плохо спит, стал заикаться (и даже мочиться в постель), жалуется на кошмары, резко вздрагивает, или его поведение после испуга заметно изменилось другим образом — ему нужна помощь.

Часто родители просто не знают, как нужно себя вести, чтобы действительно помочь ребёнку. Они убеждают его не бояться, доказывают, что опасности больше нет, и заставляют преодолеть свой страх одним из самых неудачных способов — ещё раз сталкивают его с тем, что его испугало. Наконец, родители могут даже ругать ребёнка за страх и проблемы, которые появились в его поведении. Всё это чаще всего вообще никак не помогает, а иногда даже усугубляет проблемы и развивает у ребёнка фобии. Но вот что можно сделать.

1. Не ругайте и не стыдите ребёнка за его испуг

Страх — естественное и нормальное чувство, часть инстинктивной программы самосохранения. Он нужен для выживания человека, чтобы предупреждать о потенциально опасных ситуациях. Как и другие эмоции, он плохо поддаётся контролю. Особенно у детей. Перестать бояться усилием воли нельзя, можно лишь не показывать свой страх другим и не признаваться в нём себе самому. Тогда страх и связанное с ним напряжение уходят в глубину подсознания и проявляются на физическом уровне — вздрагивание, плаксивость, нарушения сна и аппетита, тики, заикание.

2. Обсуждайте с ним, что случилось

Проговаривайте за ребёнка то, что он не может сформулировать сам:"Ты так сильно испугался, когда на тебя залаяла собака», «Ты не хочешь выходить на улицу, потому что боишься встретить там клоуна». Так вы поможете ребёнку выпустить страх наружу. Как и любая сильная эмоция, которая остаётся внутри, страх «давит» на ребёнка, создаёт постоянное напряжение. А если выпустить его наружу, как воздух из шарика, он теряет свою силу. Во время разговора с ребёнком попробуйте создать безопасную и спокойную обстановку, обнимайте его, если он не противится. Как правило, одного разговора не хватает, и приходится повторять много раз разными словами, вспоминая подробности случившегося, пока вы не почувствуете, что страх сына или дочери постепенно убывает. И главное, поддерживайте ребёнка всякий раз, когда он вспоминает случившееся и хочет поговорить об этом («А помнишь, мама, как я испугался пожара?»).

3. Рассказывайте ребёнку о своих чувствах и страхах («Мне тоже было страшно»)

Чувство беспомощности и собственный страх часто подталкивают нас обесценивать переживания свои и ребёнка, прятаться от них. Но это не помогает нам прожить и проработать эмоции. Разрешите себе и ребёнку бояться — не старайтесь убедить его в том, что на самом деле он не боится, что у него не было повода бояться или в том, что на самом деле все это не страшно. Даже если он согласится и подыграет вам, страх никуда не денется.

4. Не давите, если он не готов вновь пережить то, что его испугало

Не стоит настаивать и уговаривать ребёнка погладить маленькую соседскую собачку, если не так давно его укусила собака и он отказывается приближаться к животным. Спокойно и уважительно комментируйте его нежелание: «Ты хочешь далеко обойти щенка, потому что помнишь, как тебя укусила собака и теперь ты опасаешься даже маленьких собачек, которые не кусаются» — и со временем страх уменьшится и пройдёт.

5. Проиграйте с ребёнком напугавшее его событие

Предложите ребёнку разыграть на игрушках сцену, которая его испугала. Если ему меньше трёх-четырёх лет, то действовать и говорить за игрушки, возможно, придётся вам. Но будьте готовы передать ему управление игрушечными актёрами и следовать его собственному сюжету.

Может быть, он станет в игре пострадавшим или нападающим, или переиначит события, как ему хочется (вдруг прилетит супергерой и всех спасёт, или убьёт того, кто напугал ребёнка). Комментируйте поступки и чувства персонажей игры («И вдруг лисичка увидела водолаза в маске. А-а-а! — кричит она. Как же она испугалась!»).

6. Предложите нарисовать свой страх (или то, что испугало)

Это правда действенный способ справиться с эмоциями. Как ребёнок будет выражать свой страх — зависит от него. Некоторые дети рисуют или лепят испугавшую сцену с точностью до мельчайших деталей, другие покрывают листы чёрной или красной краской, до дыр черкают на бумаге ручкой. Не стоит направлять ребёнка к какому-то «правильному» пути выражения или оценивать художественные достоинства результата. Главная задача такого творения — выплеснуть наружу то, что гнетёт ребёнка внутри.

Помните, что ребёнок не рождается с умением управлять своими чувствами и эмоциями. Да и не всем взрослым это хорошо удаётся. Поэтому главная задача — помочь ребёнку в этом.


Инструкцию можно применять в любой ситуации психологической травмы. Но в серьёзных случаях (сексуальное посягательство на ребёнка, угроза жизни, похищение, смерть человека на глазах ребёнка, теракт и так далее) лучше сразу обращаться к психологу.

Фото: iStockphoto (Briagin, Choreograph, jhandersen)

Ещё больше полезных текстов с лучшими советами психологов о воспитании и о том, как строить отношения в семье (чтобы никто не остался обиженным), в нашем телеграм-канале и на странице о детской психологии в фейсбуке.

mel.fm


Смотрите также

Подписка
RSS Feed - Мы и Семья
Обновления в Twitter
Получать на E-mail

Поиск