Аутизм как распознать у ребенка


признаки и симптомы, лечение, как проявляется и как распознать расстройство аутистического спектра

Классификация

Ранний детский аутизм может протекать в различной степени тяжести. Разновидности болезни отличаются друг от друга способом отделения ребенка от действительности.

1 тип

Больной полностью отрешен от происходящего во внешнем мире. Он чувствует дискомфорт при общении с посторонними, не проявляет социальной активности, не демонстрирует ответные реакции на раздражители и не показывает свои эмоции.

Для обеспечения полного отказа от контактов пациент может игнорировать неблагоприятные условия жизнедеятельности. Чтобы избавить себя от общения с окружающими, дети с пораженной психикой терпят голод, не придают значения опасности. Ребенок с аутизмом 1-го типа не адаптирован к самостоятельной жизни.

2 тип

Активное отвержение внешнего мира. Пациент не отрешен от окружающих, но крайне избирателен в выборе контактов. Зачастую единственными проводниками для связи с окружающей действительностью для ребенка являются родители.

Аутичный малыш выбирает для себя только конкретные виды пищи, может испытывать нездоровую привязанность к вещам, предметам одежды. Ребенок боится перемен. При усилении тревожности отмечает рост агрессивности, появление двигательных и речевых стереотипов. Больной имеет пониженный уровень приспособленности к жизни.

3 тип

Интересы ребенка сосредоточены на ограниченных сферах деятельности. Пациент временно увлекается определенной областью знаний или искусства, разговаривает только о своих интересах, регулярно воспроизводит одинаковые действия или слова.

Увлечения имеют цикличный характер, то есть постоянно сменяют друг друга. Больной не углубляет своих познаний о предмете заинтересованности, не занимается исследовательской работой.

Аутичные дети отличаются мрачностью и периодической агрессивностью. Они имеют средний показатель адаптации к жизни и взаимодействию с внешней средой.

4 тип

Ребенок испытывает сложности при взаимоотношениях с окружающими ввиду сниженной самооценки и ранимости. Он избегает новых контактов, чтобы оградить себя от критики. Такие больные имеют самые высокий процент приспособленности к жизни, они могут самостоятельно справляться с основными бытовыми и социальными задачами, легко поддаются лечению.

Коррекция и лечение аутизма у ребенка

Если у вашего ребенка диагностировали аутизм – вполне естественно, что ваш привычный мир с этого момента изменится. Лечение РАС – процесс сложный, длительный и абсолютно невозможный без ежеминутного родительского участия, любви и терпения. Поскольку на сегодняшний день детский аутизм является очень широко распространенной проблемой, на изучение его особенностей и поиск методов коррекции брошены лучшие силы мира, и прогресс в этом отношении не стоит на месте.

Методик работы с аутичными детьми существует очень много, а на первом месте среди них находится поведенческая терапия (Applied Behavior Analysis, АВА – прикладной анализ поведения), результативность которой доказана множеством профильных исследований.

Достаточно популярен и метод биомедицинской коррекции аутизма. Приверженцы этой системы считают РАС следствием сбоев функций ЖКТ и иммунной системы. В качестве терапии в данном случае выступает строгая диета.

Кроме того, в борьбе с деструктивными проявлениями аутизма незаменима помощь психологов, дефектологов, логопедов. Также очень хорошо зарекомендовали себя различные виды терапии с животными (пет-терапия).

Симптомы

Выражаться аутизм может по-разному. Все зависит от его вида, а также возраста и индивидуальных особенностей больного. Чаще всего родителям удается заметить признаки болезни у ребенка на ранних стадиях, что помогает своевременно начать лечение, избежав осложнений. Большое значение имеет опыт врача, т.к. иногда аутизм можно спутать с другими нарушениями нервной системы или психики человека.

Симптомы следующие:

  • Проблемы с речью. Нарушения речевой функции могут быть как незначительными, так и очень серьезными. Чаще всего малыши издают одни и те же звуки, при взрослении их словарный запас очень скуден, а в трехлетнем возрасте они не способны полноценно совмещать слова. Многие аутисты постоянно повторяют одинаковые фразы, а некоторые практически всегда молчат.
  • Нехватка эмоциональной связи. Дети не смотрят в глаза другим людям, а при попытке сделать это со стороны окружающих начинают раздражаться. Они лишены проявления любви, не хотят родительской ласки, не воспринимают близких, иногда даже не замечают, как кто-то с ними пытается заговорить.
  • Низкая социальность. Присутствие других людей вызывает у больного ребенка сильный дискомфорт с тревогой. Поэтому иногда он может просто убежать, когда кто-то попытается с ним пообщаться. Большинство таких детей не играют со сверстниками и не имеют друзей. Как правило, они закрыты, предпочитают быть в одиночестве, а также избегают любых связей. Особенно сильно это заметно при первой степени аутизма у старших детей, которые уже пошли в школу.
  • Однообразие. Склонность повторять одни и те же фразы связана не только с нарушением речи, но и с однообразием поведения. Дети склонны выполнять одинаковые действия вновь и вновь, не привнося в них ничего нового. Какие-либо перемены у них вызывают серьезный стресс, они становятся раздражительными или плаксивыми.
  • Отсутствие интереса. Ребенок не проявляет никакой заинтересованности к каким-либо явлениям, ему не хочется играть, он не способен применять абстрактное мышление. Иногда аутист может заинтересоваться игрой, причем играть он будет в нее постоянно, а другие вещи для него останутся все так же безразличны. Возможны ситуации, когда ребенок использует игрушку не по назначению. Например, играет только с одним из ее элементов.
  • Агрессия. Даже небольшой стресс или расстройство способны привести к внезапной вспышке агрессии у такого ребенка. Очень часто от них можно услышать крики, недовольство всем и всеми. Иногда аутисты злятся даже на себя. Они могут быть опасны, т.к. при такой вспышке способны нанести физический вред окружающим.
  • Физиологические отклонения. У некоторых детей с аутизмом может появиться ряд физиологических проблем, которые еще больше мешают жизни. Возможны судороги, нарушения в работе ЖКТ, сбой функционирования поджелудочной, а также снижение иммунитета.

Любые проявления этой болезни очень неприятны. Даже при легкой степени тяжести ребенок может испытывать невероятно большое количество трудностей на своем пути

Поэтому крайне важно заниматься лечением, стараясь свести симптомы к минимуму

Психологическое состояние и образ жизни матери

Образ жизни матери ребенка и ее психологическое состояние при беременности также может повлиять на развитие такой болезни.

Перенесенные заболевания

Одной из причин возникновения аутизма принято считать перенесенные беременной женщиной инфекционные заболевания во время вынашивания плода. К таким инфекциям относятся краснуха, корь, герпес и ветряная оспа. Даже обычный грипп и острые вирусные инфекции в такой период увеличивают риски рождения ребенка аутиста практически в два раза.

Пренатальный стресс

Эмоциональное состояние женщины во время беременности тоже может быть причиной появления у ребенка расстройств аутистического цикла. Частые стрессы, перенесенные женщиной в такой период увеличивают в крови концентрацию глюкокортикоидов, которые при избыточном количестве не нейтрализуются, а поступают в организм плода. Такие гормоны способны проникать в головной мозг ребенка, вызывая в нем различные нарушения, которые проявляются сразу после рождения ребенка или по мере его развития.

Обычно или к концу первого года жизни, или в районе семи-девяти лет. Глюкокортикоиды, циркулируя по организму ребенка, становятся причиной повышенной тревожности, выраженных страхов, способствуют развитию расстройств нервной системы, а также психосоматических заболеваний, в том числе и раннего детского аутизма.

Вредные привычки

Не последнюю роль в развитии детского аутизма играют вредные привычки, которые имеются у матери во время беременности. Особенно вредно в этом случае курение. Хотя ученые пока и не заявили открыто о связи аутизма у детей с курением будущей матери, но результаты исследований, проводимых в этой области свидетельствуют о том, что она существует. Таким образом, курение беременной женщины может спровоцировать развитие специфических форм аутизма у ребенка.

Алкоголь, кофеин, лекарственные препараты и наркотические вещества, употребляемые будущей матерью, также не несут ничего хорошего для здоровья ребенка. Хотя прямой связи между их употреблением и развитием у детей аутизма не установлено, такие вредные привычки в целом плохо воздействуют на здоровье плода и вызывают патологические процессы в организме будущего ребенка.

Возраст родителей

В таком вопросе большую значимость имеет именно возраст отца. Мужчины старше пятидесяти лет становящиеся отцами на шестьдесят шесть процентов увеличивают риск возникновения аутизма у своего ребенка, нежели тридцатилетние. А представители сильного пола, ставшие отцами в возрасте от сорока до пятидесяти лет снижали такую цифру лишь до двадцати восьми процентов.

Поздний возраст матери также накладывает свой отпечаток. Женщины, ставшие матерями после сорока лет на пятнадцать процентов больше подвержены риску родить ребенка аутиста, чем тридцатилетние. А если оба родителя перешагнули рубеж сорокалетнего возраста то риски стремительно возрастали.

Лучшие материалы месяца

  • Почему нельзя самостоятельно садиться на диету
  • Как сохранить свежесть овощей и фруктов: простые уловки
  • Чем перебить тягу к сладкому: 7 неожиданных продуктов
  • Ученые заявили, что молодость можно продлить

При этом следует отметить, что большая разница в возрасте между родителями. Наиболее подвержены аутизму дети, чьи отцы находятся в возрасте тридцати пяти-сорока лет, а мама на десять лет старше. И наоборот, если мужчина младше женщины на десять лет, а она, в свою очередь, находится в возрасте от тридцати до сорока лет, риск возникновения такого заболевания также достаточно высок.

Совокупность факторов

Однако говорить о какой-либо одной причине возникновения такого заболевания тоже нужно с осторожностью. В последнее время, ученые все чаще отмечают тот факт, что на возникновение и развитие расстройств аутистического цикла влияет совокупность различных факторов, среди которых и наследственная предрасположенность, и экология, и возраст родителей и различные психологические причины

С какого возраста может проявиться аутизм

Детский аутизм на сегодняшний день встречается в 2 – 4 случаях на 100 000 детей. В комбинации с умственной отсталостью (атипический аутизм) цифра возрастает до 20 случаев на 100 000. Соотношение мальчиков и девочек при этой патологии равняется 4 к 1.Аутизм может встречаться в любом возрасте. В зависимости от возраста изменяется и клиническая картина заболевания. Условно различают ранний детский аутизм (до 3 лет), детский аутизм (с 3 лет до 10 – 11 лет) и подростковый аутизм (у детей старше 11 лет).По поводу стандартных классификаций аутизма споры не утихают до сих пор. Согласно международной статистической классификации болезней, в том числе и психических, различают детский аутизм, атипический аутизм, синдром Ретта и синдром Аспергера. Согласно последней версии американской классификации психических болезней различают лишь расстройства аутистического спектра. В эти расстройства входит как ранний детский аутизм, так и атипический.Как правило, диагноз детского аутизма ставится в возрасте 2,5 – 3 лет. Именно в этот период ярче всего проявляются речевые нарушения, ограниченность в социальном общении и замкнутость. Однако первые признаки аутистического поведения проявляются еще на первом году жизни. Если ребенок в семье первый, то родители, как правило, позже замечают его «непохожесть» на сверстников. Чаще всего это становится явным, когда ребенок идет в садик, то есть при попытке интегрироваться в общество. Однако же если в семье есть уже ребенок, то, как правило, первые симптомы малыша-аутиста мама замечает еще в первые месяцы жизни. По сравнению со старшим братом или сестрой ребенок ведет себя иначе, что сразу бросается в глаза его родителям.Аутизм может проявляться и позже. Дебют аутизма может наблюдаться и после 5 лет. Коэффициент интеллекта в этом случае выше, чем у детей, у которых дебют аутизма пришелся на возраст до 3 лет. В этих случаях элементарные навыки общения сохраняются, но изолированность от мира все же доминирует. У таких детей когнитивные расстройства (ухудщение памяти, умственной активности и так далее) не так выражены. Очень часто у них наблюдается высокий коэффициент интеллекта.Элементы аутизма могут быть в кадре синдрома Ретта. Он диагностируется в возрасте от года до двух. Аутизм с сохранением когнитивных функций, который называется синдромом Аспергера (или же мягким аутизмом), встречается между 4 и 11 годами.Стоит отметить, что между первыми проявлениями аутизма и моментом постановки диагноза существует определенный период. Наблюдаются определенные характерные черты ребенка, которым родители не придают значения

Однако, если акцентировать внимание мамы на этом, то она действительно признает «что-то эдакое» с ее ребенком.Так, родители ребенка, который всегда был послушным и не создавал проблем, вспоминают, что в детстве ребенок практически не плакал, часами мог разглядывать пятно на стене и так далее. То есть определенные черты характера у ребенка существуют изначально

Нельзя сказать, что болезнь появляется как «гром среди ясного неба». Однако с возрастом, когда возрастает необходимость в социализации (детский сад, школа) к этим симптомам присоединяются другие. Вот в этом периоде родители впервые и обращаются за консультацией к специалисту.

Как часто встречается аутизм

Раньше был очень низкий уровень таких пациентов, хотя на самом деле аутизм существовал всегда. В данный момент начиная с 80-х годов наблюдается постоянное ежегодное увеличение количество людей с этим диагнозом во всем мире. Сейчас около 70 миллионов людей во всем мире имеют диагноз аутизм.

И средняя его частота с каждым годом увеличивается, буквально несколько лет назад это был 1 случай на 100, сейчас это 1 на 68 и даже по некоторым источникам 1 на 63. В среднем если мы возьмем два школьных класса, то это примерно один ребенок с аутизмом на два класса.

Проведено огромное количество исследований которые показывают, что во всем мире, в независимости от страны, от континента, частота расстройств аутистического спектра одинакова и составляет 1 — 3% от общей популяции. Эта патология имеет гендерную особенность, то-есть у мальчиков в 4 — 5 раз чаще встречается аутизм, чем у девочек.

Лечим неизлечимое

В редких случаях у малыша могут быть все вышеперечисленные симптомы, но чаще это лишь наблюдаются лишь некоторые из них: монотонные действия, отказ от общения и т.д. Поставить точный диагноз может только специалист, причём, чем раньше вы к нему обратитесь, тем лучше. Доказано, что если с детками начать заниматься до 5 лет, то результаты будут непременно.

Теперь вам придётся пересмотреть ваш режим дня, уделять своему чаду больше времени. Потребуется немало труда и огромное терпение, чтобы обучить особенного малыша самым обыкновенным бытовым действиям, речи, подготовить его к социализации. Запишитесь на занятия к логопеду, читайте книжки, гуляйте вместе.

Дома чаще рисуйте, лепите из пластилина, собирайте конструкторы: делайте всё, на что только хватит вашей фантазии. Это поспособствует вашему сближению, доверие к вам будет всё расти, проявятся творческие способности, будет понемногу развиваться мелкая моторика. Как говорится, маленькими шажками, постепенно, готовим ребёнка ко взрослой жизни. То, как он сможет к ней адаптироваться, сейчас полностью зависит от вас.

Сенсорные навыкипознавательные процессы

– С обычными игрушками действительно, если играл, то играл очень своеобразно. Например, у всех машинок сразу отрывал колеса и другие детали. Бросал об стену или стучал друг об друга. А вот газетами или упаковочной бумагой мог долго шуршать. Веревочки возил по полу или носил в зубах. Позже стал нитками опутывать вся квартиру.

Своеобразные игры (игра с элементом игрушки; выстраивание предметов в ряд или по периметру, не потому что так задумано в сюжетной игре, а просто так).

– Все шахматы всегда выставлялись по периметру стола. Это была увлекательная игра и практиковалась каждый день.

Неадекватная реакция на сенсорные воздействия (прикосновения, свет, звуки, запахи).

– В роддоме врач мне рассказала, что мой сын перекричал ВСЕХ детей в детском отделении и дрыгался ТАК, что профессиональные мед.сестры не смогли запеленать как надо: ручки почти торчали… У ребенка повышенная чувствительность. Туго пеленать его так и не получилось: орал и вертелся, пока пеленки не ослабевали… В 3 недели мы уже перешли на ползунки и кофточки. (Далее описание пребывания в род доме еще пестрит фразами: опять расплакался, плакал часа 2 подряд, плакал до посинения, так страшно плакал…)

– Тимка любит смотреть на что-то, согнувшись, под углом (думала, изучает так). Тимку завораживает игра света. Отсвет солнца с раннего детства для нас был неземным наслаждением. В этом я видела только плюсы – такой интерес к свету-тени – может, фотографом будет?

– Когда слышал повторяющиеся или необычные звуки, начинался практически истерический смех…А вот под спокойную музыку или даже просто под звуки фортепиано, наоборот, замирал и даже не шевелился.

Избирательность в еде (вплоть до полного отказа от еды, и не иногда, потому что приболел или нет аппетита, а постоянно).

– У меня ребенок не ел. Ел крайне плохо. Плохо прибавлял. Пробовали и смесь, смесь вооб

medic-help.ru

Как распознать признаки аутизма в раннем возрасте | Материнство

Особенности взаимодействия аутичного малыша с близкими людьми и прежде всего с матерью обнаруживаются уже на инстинктивном уровне. Признаки аффективного неблагополучия видны в ряде наиболее ранних, значимых для адаптации реакций младенца. Остановимся на них подробнее.

а) одной из первых адаптивно необходимых форм реагирования маленького ребенка является привыкание к рукам матери. По воспоминаниям многих матерей аутичных детей, с этим у них бывали проблемы. Трудно было найти какую-то взаимоудобную как для матери, так и для ребенка позицию при кормлении, укачивании, при ласке, поскольку в руках матери малыш не был способен принять естественную, комфортную позу. Он мог быть аморфным, т.е. как бы «растекался» на руках, либо, наоборот, чрезмерно напряженным, негибким, неподатливым — «как столбик». Напряженность могла быть настолько велика, что, по словам одной мамы, после держания малыша на руках у нее «болело все тело»;

б) другая форма наиболее раннего приспособительного поведения младенца — фиксация взгляда на лице матери. В норме у младенца очень рано обнаруживается интерес к человеческому лицу; как известно, это самый сильный раздражитель. Ребенок уже на первом месяце жизни может проводить б?льшую часть времени бодрствования в зрительном контакте с матерью. Общение с помощью взгляда является, как уже было сказано выше, основой для развития последующих форм коммуникативного поведения.

При признаках аутистического развития избегание смотреть в глаза, либо непродолжительность такого контакта отмечаются достаточно рано. По многочисленным воспоминаниям близких, трудно было поймать взгляд аутичного ребенка не потому, что он вообще его не фиксировал, а потому, что смотрел как бы «сквозь», мимо. Однако иногда можно было поймать на себе мимолетный, но острый взгляд ребенка. Как показали экспериментальные исследования аутичных детей старшего возраста, человеческое лицо является самым притягательным объектом и для аутичного ребенка, но он не может надолго фиксировать на нем свое внимание, поэтому, как правило, наблюдается чередование фаз быстрого взгляда и его отвода в лицо;

в) в норме естественной приспособительной реакцией младенца является также принятие так называемой предвосхищающей позы: малыш протягивает ручки к взрослому, когда тот наклоняется к нему. Выяснилось, что у многих аутичных детей эта поза была невыраженной, что свидетельствовало об отсутствии у них стремления оказаться на руках матери, о дискомфорте от пребывания на руках;

г) признаком благополучия аффективного развития ребенка традиционно считается своевременное появление улыбки и ее адресованность близкому. У всех детей с аутизмом она по срокам появляется практически вовремя. Однако качество ее может быть очень своеобразным. По наблюдениям родителей, улыбка могла возникать скорее не от присутствия близкого человека и его обращения к малышу, а от ряда других приятных ребенку сенсорных впечатлений (тормошения, музыки, света лампы, красивого узора на халате матери и т.д.).

У части аутичных детей в раннем возрасте не возникало известного феномена «заражения улыбкой» (когда улыбка другого человека вызывает ответную улыбку ребенка). В норме этот феномен уже явно наблюдается в возрасте 3 месяцев и развивается в «комплекс оживления» — первый вид направленного коммуникативного поведения младенца, когда он не только радуется при виде взрослого (что выражается в улыбке, повышении двигательной активности, гулении, увеличении продолжительности фиксации взгляда на лице взрослого), но и активно требует общения с ним, расстраивается в случае недостаточной реакции взрослого на его обращения. При аутистическом же развитии часто наблюдается «сверхдозирование» ребенком такого непосредственного общения, он быстро пресыщается и отстраняется от взрослого, который пытается продолжить контакт;

д) поскольку близкий человек, ухаживающий за младенцем, и физически, и эмоционально является постоянным посредником его взаимодействия с окружением, ребенок уже с раннего возраста хорошо различает разные выражения его лица. Обычно эта способность возникает в 5 — 6-месячном возрасте, хотя и существуют экспериментальные данные, свидетельствующие о возможности наличия ее и у новорожденного. При неблагополучности аффективного развития у ребенка отмечается затруднение в различении выражения лица близких, а в ряде случаев наблюдается и неадекватная реакция на то или иное эмоциональное выражение лица другого человека. Аутичный ребенок может, например, заплакать при смехе другого человека или засмеяться при плаче. По-видимому, при этом ребенок в большей степени ориентирован не на качественный критерий, не на знак эмоции (отрицательный или положительный), а на интенсивность раздражения, что характерно и для нормы, но на самых ранних этапах развития. Поэтому аутичный ребенок и после полугода может испугаться, например, громкого смеха, даже если смеется близкий ему человек.

Для адаптации малышу необходимо также умение выражать свое эмоциональное состояние, делиться им с близким. В норме оно обычно появляется уже после двух месяцев. Мать прекрасно понимает настроение своего ребенка и поэтому может управлять им: утешить, снять дискомфорт, развеселить, успокоить. В случае неблагополучия аффективного развития даже опытные мамы, имеющие старших детей, часто вспоминают, как трудно им было понимать оттенки эмоционального состояния аутичного малыша;

е) как известно, одним из наиболее значимых для нормального психического развития ребенка является феномен «привязанности». Это тот основной стержень, вокруг которого налаживается и постепенно усложняется система отношений ребенка с окружением. Основными признаками формирования привязанности, как уже говорилось выше, является происходящее на определенном возрастном этапе выделение младенцем «своих» из группы окружающих его людей, а также очевидное предпочтение одного лица, ухаживающего за ним (чаще всего матери), переживание разлуки с ней.

Грубые нарушения формирования привязанности наблюдаются при отсутствии на ранних этапах развития младенца одного постоянного близкого, прежде всего — при разлуке с матерью в первые три месяца после рождения ребенка. Это — так называемое явление госпитализма, которое наблюдалось Р. Спитцем (1945) у детей, воспитывавшихся в доме ребенка. У этих малышей отмечались выраженные нарушения психического развития: тревога, перерастающая постепенно в апатию, снижение активности, поглощенность примитивными стереотипными формами самораздражения (раскачивание, мотание головой, сосание пальца и др.), безразличие к взрослому человеку, пытающемуся установить с ним эмоциональный контакт. При затяжных формах госпитализма наблюдалось возникновение и развитие различных соматических (телесных) расстройств.

Однако если в случае госпитализма существует как бы «внешняя» причина, вызывающая нарушение формирования привязанности (реальное отсутствие матери), то в случае раннего детского аутизма это нарушение порождается закономерностями особого типа психического и прежде всего аффективного развития аутичного ребенка, который не подкрепляет естественную установку матери на формирование привязанности. Последнее иногда проявляется так слабо, что родители могут даже не замечать какого-то неблагополучия в складывающихся с малышом отношениях. Например, он может по формальным срокам вовремя начать выделять близких; узнавать мать; предпочитать именно ее руки, требовать ее присутствия. Однако качество такой привязанности и, соответственно, динамика ее развития в более сложные и развернутые формы эмоционального контакта с матерью могут быть совершенно особыми и существенно отличными от нормы.

Рассмотрим наиболее характерные варианты особенностей формирования привязанности при аутистическом типе развития.

Сверхсильная привязанность к одному лицу на уровне примитивной симбиотической связи (совместного неразделимого существования). Складывается впечатление, что ребенок физически неотделим от матери. Такая привязанность проявляется прежде всего только как негативное переживание отделения от матери. Малейшая угроза разрушения этой связи может спровоцировать у ребенка катастрофическую реакцию на соматическом уровне. Например, у семимесячного ребенка при уходе матери на полдня (при том, что он оставался с постоянно живущей с ними бабушкой) поднималась температура, возникала рвота и отказ от еды. Известно, что в норме в этом возрасте малыш тоже тревожится, беспокоится, расстраивается при уходе матери, но его реакции не столь витальны (то есть связанны с тем, что жизненно важно), его можно отвлечь, заговорить, переключить на общение с другим близким человеком, на какое-то любимое занятие. Аутичный же малыш, которому свойственна такая тяжелая реакция даже на непродолжительную разлуку с матерью, может вообще не демонстрировать своей привязанности к ней, когда мама рядом. Он не призывает мать к общению, к совместной игре, не пытается поделиться с ней своими положительными переживаниями и может не откликаться на ее обращения. Часто такая связь выражается в том, что ребенок просто не может выпустить маму из своего поля зрения (она не может отойти в другую комнату или закрыть за собой дверь в туалете), а иногда — в выделении на какой-то период одного предпочитаемого лица и неприятии остальных членов семьи. Однако в дальнейшем единственным человеком, которого ребенок будет допускать до себя, может стать кто-то другой (например, бабушка вместо мамы, и в этот период малыш уже будет полностью отказываться от какого-либо взаимодействия с матерью, «не замечать» ее).

Дозированность проявления признаков привязанности. При такой форме складывающейся эмоциональной связи с матерью ребенок может рано начать выделять маму и иногда проявлять по отношению к ней исключительно по собственному побуждению сверхсильную, но очень ограниченную по времени положительную эмоциональную реакцию. Малыш может проявить восторг, подарить матери «обожающий взгляд». Однако такие кратковременные моменты страстности, яркого выражения любви сменяются периодами индифферентности, когда ребенок вообще не откликается на попытки матери поддержать с ним общение, эмоционально «заразить» его.

Может также наблюдаться длительная задержка в выделении какого-то одного лица в качестве объекта привязанности, иногда ее признаки появляются значительно позже — после года и даже после полутора лет. При этом малыш демонстрирует равную расположенность ко всем окружающим. Такого ребенка родители описывают как «лучезарного», «сияющего», ко всем «идущего на ручки». Однако это происходит не только в первые месяцы жизни (когда в норме формируется и достигает своего расцвета «комплекс оживления» и такую реакцию ребенка, естественно, может вызвать любой общающийся с ним взрослый), но и значительно позже, когда в норме незнакомый человек воспринимается ребенком с осторожностью либо со смущением и стремлением быть поближе к маме. Часто у таких детей вообще не возникает характерного для возраста 7 — 8 месяцев «страха чужого»; кажется, что они даже предпочитают чужих, охотно кокетничают с ними, становятся более активными, чем при общении с близкими.

Елена Баенская, кандидат психологических наук,
специалист Института коррекционной педагогики РАО,
Отрывок из книги «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)»

materinstvo.ru

Признаки аутизма у детей в 1 год, 2, 3 года, симптомы у грудничков (18 фото): признаки раннего детского аутизма

Проблема аутизма у малышей младшего возраста является одной из самых трудных в детской практике. В настоящее время в России практически не применяются различные диагностические тесты, которые бы позволяли уточнять диагноз до трехлетия ребенка. Тем не менее, ежегодно случаи впервые выявленного заболевания регистрируются у малышей дошкольного возраста. Знать об этой болезни следует всем родителям, чтобы вовремя распознать болезнь.

Характеристика

Впервые случай аутизма у детей был описан в 1943 году. Это открытие сделал Г. Аспергер. В последствии даже один из синдромов, при котором развиваются симптомы заболевания, был назван его именем — синдром Аспергера. Определение болезни было дано гораздо позже, после накопления статистических данных о заболевших.

Аутизм — это психическое заболевание, при котором происходят выраженные нарушения в коре головного мозга, приводящие к полному нарушению социальной адаптации и особому восприятию собственного внутреннего мира.

Заболевание может встречаться в любом возрасте, в том числе у новорожденных. Детки, которым установлен диагноз «аутизма», требуют к себе более внимательного отношения и применения специального подхода.

Причины

На сегодняшний день большинство ученых считают, что причиной заболевания становятся нарушения в генетическом аппарате или врожденная генетическая наследственность. Очень часто первые признаки болезни можно заметить у грудничков или малышей первого года жизни. Однако эти проявления часто списывают на особенность характера или темперамента ребенка.

У мальчиков аутизм встречается гораздо чаще. Соотношение — 4:1. Девочки болеют реже. Часто малышки имеют высокую предрасположенность к болезни, если у их близких родственников или родителей есть данное заболевание.

Наследуется болезнь по аутосомно-рецессивному признаку. Это означает, что даже если оба родителя будут больны аутизмом, то риск рождения здорового ребенка у них составляет 25%.

Не только наследственная предрасположенность может привести к появлению заболевания. Есть научные исследования, которые показали связь между воздействием некоторых провоцирующих факторов на развитие болезни. Как правило, такое действие происходит во время внутриутробного роста малыша.

К таким провоцирующим факторам относят:

  • Инфицирование беременной женщины различными бактериальными или вирусными инфекциями. Особенно опасно такое заражение плода в период первых 8 недель внутриутробного развития.

  • Воздействие на будущего ребенка различных токсических химических веществ. Обычно это происходит, если мамочка во время беременности работает на вредных производствах или промышленных предприятиях.

  • Сильное ионизирующее излучение. Встречается на различных производствах, где проводятся работы с ультразвуком или инфракрасными лучами. Все виды радиоактивных излучений также могут повлиять на строение нервной системы, и вызвать симптомы аутизма.

Классификация

Ранний детский аутизм может протекать в различных вариантах. Обычно врачи используют различные классификации, которые позволяют разделить формы болезни по сходным признакам.

Заболевание может быть легким, средней степени тяжести и тяжелым. В основе этой классификации лежит степень выраженности неблагоприятных симптомов.

  • При легкой степени тяжести нарушения интеллектуальных способностей у малыша не происходит. Такие дети практически не отстают в уровне психического развития от своих сверстников. При внимательном наблюдении за ребенком можно обнаружить некоторые особенности. Как правило, такая форма заболевания диагностируется в 3 года.
  • При аутизме средней степени тяжести проявляются уже более стойкие нарушения со стороны моторных функций, а также присоединяются речевые нарушения. Дети в 2 года практически не разговаривают. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова или фразы, но речевые обороты лишены смысла и являются только простым набором слогов.
  • Для тяжелого течения характерны выраженные нарушения мозговой деятельности. Дети практически не реагируют на окружающих, не отвечают на вопросы, к ним обращенные. Малыши в возрасте 1,5 года по развитию соответствуют 6-7 месячному ребенку. Эта форма болезни характеризуется неблагоприятным течением и сравнительно плохим прогнозом лечения.

Признаки аутизма

К основным проявлениям заболевания можно отнести следующие симптомы:

  • Обеднение эмоций. Малыши, не имеющие отклонений в психическом развитии, при любой улыбке или поглаживании испытывают положительные эмоции и реагируют в ответ. Дети,страдающие аутизмом, практически никак не отвечают. Физический или телесный контакт не вызывает у них никакого ответа. Ребенок остается безучастным или старается отвернуться.

  • Сосредоточенный взгляд. Обычно малыши первого года жизни начинают фиксировать взгляд на каком-то одном предмете. Чаще всего у детей с аутизмом можно наблюдать «отсутствующий» взгляд. Они никогда не смотрят собеседнику в глаза, зато часами могут рассматривать какую-то часть от игрушки или рисунок на стене. Часто кажется, что малыш просто погружен в себя.

  • Медленное приучение к горшку. Обычно для малышей, страдающих аутизмом, это становится очень трудной задачей. Часто только в возрасте 3-4 лет ребенок полностью отучается от подгузников и привыкает ходить в горшок.

  • Нарушения речи. Как правило, малыши-аутисты начинают говорить достаточно поздно. Даже после произнесения первых слов они могут замолчать на долгое время. Спустя несколько месяцев они снова начинают говорить, однако произносят всего несколько отдельных слогов или однотипных слов.

  • Многократные повторения слов. Малыши, страдающие аутизмом, очень часто повторяют несколько слов. На вопрос «будешь кушать?» они могут несколько десятков раз повторить «кушать, кушать, кушать». Это прекратиться, только когда кто-то из родителей скажет «кушать» после монолога ребенка. После этого он обычно замолкает.

  • Однотипные движения. Малышам-аустистам очень нравится повторять какое-либо действие много раз. Обычно они включают и включают свет или открывают водопроводный кран. Любые попытки сделать замечание, что так делать нехорошо или неправильно, ребенок не воспринимает адекватно и начинает повторять снова и снова.

  • Изменение походки. Довольно часто маленький аутист начинает ходить на цыпочках или сильно размахивает при ходьбе руками, как бы изображая птицу или бабочку. Некоторые малыши могут подпрыгивать при ходьбе.

  • Психологические особенности. Обычно малыш, страдающий аутизмом, становится более замкнутым. Такие дети часто испытывают серьезнейшие трудности в попытках завести новых друзей. Малыши обычно не играют с другими детьми в песочнице или уходят с детской площадки, избегая новых знакомых.

  • Любимые продукты питания. Обычно ребенок, страдающий аутизмом, имеет выраженную наклонность и любовь только к определенной пищи. Ввести в его рацион новые продукты становится чрезмерно сложной задачей для любой мамы. Малыш категорически отказывается от всего нового, требуя привычных для него блюд. Дети в возрасте 2-3 лет кушают только из знакомой для них посуды. Новые столовые приборы могут вызвать у малыша настоящий приступ паники.

  • Строгая организация. Малыши-аутисты всегда стараются упорядочить свои игрушки или предметы. Они выстраивают своих кукол или животных по цвету, по размеру или по каким-то только им понятным критериям. Любое нарушение такого порядка может вызвать у малыша сильную апатию или же наоборот привести к агрессивному поведению.

  • Возможность самоагрессии. У малышей с аутизмом нарушаются границы восприятия внешнего и внутреннего мира. Довольно часто они чрезмерно болезненно воспринимают любые попытки вторгнуться в их личный мир. В этом случае они проявляют агрессию не по отношению к другому человеку, а к себе. Малыши могут себя нарочно кусать и даже стараются упасть из кроватки или манежа. Нужно отметить, что такие симптомы встречаются преимущественно при достаточно тяжелых формах болезни.

Диагностика

Определить аутизм — задача весьма сложная не только для родителей, но и даже для опытного врача. Проведение тестирования в домашних условиях не всегда позволяет получить точный вердикт о том, есть ли у ребенка заболевание. Такое исследование носит лишь вспомогательный характер. Если родители заметили, что у ребенка есть определенные особенности в поведении, то обязательно следует показать его врачу.

Для того, чтобы успешно диагностировать заболевание, требуется проведение нескольких тестов.

Обычно диагноз «аутизм» ставится коллегиально. Для этого создается комиссия из нескольких специалистов, обладающих достаточными знаниями по работе с такими детьми. В нее входят: врач-психотерапевт, медицинский психолог, логопед и реабилитолог.

Основные подходы к коррекции

На сегодняшний день специфического лечения заболевания не разработано. Генетическая предрасположенность болезни обуславливает невозможность создания одной уникальной таблетки, которая привела бы к полному выздоровлению.

Лечение аутизма — комплексное. Назначение лекарственных препаратов применяется только для устранения неблагоприятных проявлений болезни, которые не поддаются психологическому воздействию посредством применения других методов лечения. Обычно все лекарственные препараты назначает врач-психиатр. Такие лекарства являются достаточно серьезными и назначаются только на определенный короткий период времени для снятия острых негативных симптомов.

С малышами, которым установлен диагноз «аутизм», обязательно работают детские психологи. Цель этих занятий — улучшить социальную адаптацию ребенка, применяя различные психологические методики.

Психолог в игровой форме моделирует различные жизненные ситуации, которые могут нанести малышу психологическую травму или ухудшить его состояние. Во время таких игр кроха учится правильно реагировать на любые трудности и легче выстраивает межличностные контакты с другими людьми.

Посещение логопеда также является одним из важных этапов лечения. Для того, чтобы восстановить речь ребенка, требуются регулярные занятия со специалистом. Во время такого обучения малыши заметно расширяют свой словарный запас и меньше проговаривают однотипные предложения. Также такие занятия заметно улучшают процесс социальной адаптации ребенка. Малыши меньше бояться разговаривать с незнакомыми им людьми и быстрее идут на контакт.

Для того, чтобы маленький аутист практически не ощущал своей болезни, используются различные методы общеукрепляющих и развлекательных занятий. Маленьким аутистам рекомендуется иппотерапия или дельфинотерапия. Малыши охотно проводят время с животными. Такие занятия оказывают благоприятное действие на нервную систему ребенка и положительно влияют на весь процесс лечения и реабилитации в целом.

Определить болезнь в раннем возрасте — задача очень сложная, но необходимая. Чем раньше будет установлен диагноз и скорее начаты реабилитационные мероприятия, тем более шансов на лучшую адаптацию к условиям внешней среды у малыша, который болен аутизмом.

Такие детки требуют более внимательного и тщательного подхода. Только грамотное отношение со стороны окружающих и самых близких людей позволяет малышам лучше адаптироваться к жизни и достичь успеха.

В следующем видео Яна Сумм – бывшая жена Константина Меладзе – на своем опыте рассказывает о том, на какие симптомы у ребенка нужно обратить внимание.

Еще больше о раннем аутизме вы узнаете, посмотрев следующее видео.

o-krohe.ru

Как распознать аутизм у ребенка: самые ранние симптомы

Аутизм – это отклонение психического характера, которое родители часто путают с поведенческими проблемами у своего ребенка. Оно связано с нарушением социальной адаптации и речевыми расстройствами.

Своевременное распознавание болезни и оказание необходимой помощи может исправить ситуацию и подарить малышу шанс приспособиться и нормально общаться с другими людьми. Поэтому сегодня на сайте «Красивая и Успешная» мы подробно расскажем вам, как распознать аутизм у ребенка и на какие симптомы следует обратить пристальное внимание.

Как распознать аутизм у младенца до 1 года?

Распознать детский аутизм можно еще до того, как ребенок достигнет годовалого возраста и у него проявятся четкие симптомы данной болезни. Признаки патологии у младенцев подробно описаны ниже.

  1. Ребенок не любит находиться на руках у мамы или папы. Это первый тревожный признак детского аутизма. Во время нахождения на ручках у родителей младенец ведет себя раздраженно, он может быть напряжен или чрезмерно возбужден. Подчас бывает сложно укачать кроху перед сном – он начинает плакать, раздражаться. Когда же его кладут обратно в кроватку, он успокаивается.
  2. При аутизме ребенок не фокусирует взгляд на лице мамы. Малыши, начиная с первого месяца жизни, начинают пристально смотреть в глаза маме или папе. Одним из тревожных признаков, которые могут указывать на наличие детского аутизма, является отведение крохой взгляда от материнского лица.
  3. По мере взросления у младенца отмечается такой симптом болезни, как безучастность. В норме детки старше 3 месяцев всегда устремляют свой взгляд туда, куда им указывают. Они прослеживают родительские движения рукой, обращают внимание на предметы, которые им показывают. При детском аутизме младенцы реагируют на это совершенно апатично, что должно насторожить родителей.
  4. При аутизме кроха не использует язык жестов для обозначения своих потребностей. Детки до года, не умея внятно разговаривать, стараются подать своим родителям знак о том, что им что-то нужно. Малыши с рассматриваемой болезнью не пользуются жестами, также у них может быть слишком «скупая» мимика. В этом заключается один из главных симптомов, по которому можно распознать наличие детского аутизма. На подобные признаки родители обязательно должны отреагировать. И чем раньше это произойдет, тем более высокими будут шансы на успешное обучение и адаптацию ребенка к окружающей среде.
  5. Отсутствие реакции на контакт с родителями. Распознать детский аутизм можно также по такому симптому, как отсутствие реакции на контакт с мамой или папой. Даже если на губах крохи появляется веселая улыбка, это вовсе не означает, что она адресована кому-то из родителей. Младенцы с таким отклонением могут улыбаться по любому поводу или даже без него. И делают они это для себя, во время занятий любимым делом (играми, просмотром мультфильмов, хождением или ползанием и т. д.).
  6. Дети-аутисты не умеют выделять родителей на фоне других людей. Иными словами, даже потерявшись в многолюдной толпе, ребенок с диагнозом «аутизм» не станет искать маму или папу. Родители будут для него такими же, как и окружающие его чужие люди. По этой причине многие мамы жалуются на нелюбовь к ним со стороны ребенка. На самом же деле это опасный признак, на который не нужно обижаться – его необходимо исправлять.
  7. Предпочтение одиночества. Распознать детский аутизм можно по такому признаку, как попытки постоянного нахождения в одиночестве. Ребенок молчалив, не реагирует на указания взрослых, игнорирует их просьбы. То же самое происходит в случае, когда малыш с аутизмом попадает в детскую компанию. Он постоянно ищет повод, чтобы сбежать и не общаться со сверстниками. Ребенок, страдающий от этой болезни, может часами находиться сам в комнате, не требуя внимания и ничем не занимаясь.

Это те симптомы, которые помогут молодым родителям распознать аутизм у своего ребенка еще до того, как он научится ходить и говорить. Ситуация исправима, хотя не всем удается избавиться от такого отклонения полностью. Важно только помнить, что чем раньше будет начат курс занятий с «особенным» малышом, тем выше будут шансы на успешный исход таких тренировок.

Признаки аутизма у ребенка старше 1 года

Распознать симптомы аутизма можно и на более поздних этапах жизни ребенка. Важно присмотреться к поведению крохи и в случае первых тревожных звоночков не мешкать с визитом к детскому психотерапевту.

Так как проявляет себя аутизм у детей старше 1 года?

  1. Отсутствие интереса к подражанию взрослым. Начиная с годовалого возраста, малыши вовсю начинают копировать действия и некоторые аспекты поведения взрослых – как родителей, так и других людей. Ребенок с аутизмом не проявляет никакого интереса к такой деятельности. Напротив, он старается чаще избегать нахождения в компании, предпочитая одиночество.
  2. Трудности в обучении простейшим навыкам. Касается это, прежде всего, таких элементарных действий, как самостоятельное обувание, одевание, мытье рук после прогулки и пр. Ребенок, страдающий от аутизма, ничего этого делать не станет. Более того, в отдельных ситуациях «особенные» детки могут устроить маме настоящую истерику, упорно не желая выполнять то, о чем их просят.
  3. Привередливость. Детки с аутизмом весьма привередливы и капризны практически во всем. Особенно же это касается консистенции еды, цвета одежды, окружающих ребенка запахов. Например, если молодые родители столкнулись с нежеланием или даже враждебностью крохи к зеленым яблокам, они не должны злиться на него или обвинять в чрезмерной капризности. Виной всему болезнь, а не «вредный» детский характер. Напротив, такой ребенок требует от мамы и папы особого терпения и внимания.
  4. Малыш не позволяет другим людям прикасаться к себе и избегает общения с ними. Если ребенок с аутизмом апатично относится к родительским ласкам, то на попытки посторонних людей или близких родственников вступить с ним в словесный контакт он может ответить открытой агрессией. Это же касается случаев, когда его пытаются обнять, взять на руки, поцеловать или просто поиграть с ним. И по мере взросления малыша такая тревожная поведенческая черта будет выражаться все ярче. Подробнее о тревожности у детей можно прочитать здесь
  5. Малыш отказывается использовать речь для общения. Начиная с полуторагодовалого возраста, детки постепенно учатся связывать отдельные слова в словосочетания, а к 1 году 8 месяцам им, как правило,  удается проговаривать небольшие предложения. Этого нельзя сказать о детях-аутистах. Они отказываются разговаривать с родителями совсем, либо же используют для общения повторения. То есть, когда мама говорит «Хочешь кушать?», малыш может ей ответить такой же фразой: «Хочешь кушать?». Примечательно, что такие «особенные» дети могут внезапно начать выдавать отдельные слова, которые совершенно не связаны друг с другом. А когда у них спрашивают, что они пытаются сказать, они игнорируют любые вопросы.
  6. Кроха говорит о себе в третьем лице. Иными словами, он не говорит «я», а говорит «Он/она хочет играть», «Ему/ей скучно» и так далее. На это можно обратить внимание еще тогда, когда малыш только учится разговаривать. Кстати, и этот процесс у детей-аутистов протекает со значительными задержками.

Также можно заметить, что ребенок с аутизмом крайне восприимчив к разным звукам, но при этом он не проявляет страха в тех ситуациях, когда здоровые детки начинают чего-то бояться. Он может наносить себе увечья, причинять боль, постоянно грызть ногти и заниматься другими подобными делами.

Все это нельзя игнорировать, и уж тем более не следует считать, что такое отклонение временное и может пройти самостоятельно. Этого не случится, и, что еще хуже, ситуация будет только обостряться. Поэтому при возникновении у ребенка первых признаков аутизма, о которых мы упоминали выше, необходимо немедленно записать его на прием к детскому психотерапевту.

Исследования аутизма: познавательные факты

Так, мы подробно разобрались в вопросе, как можно распознать симптомы детского аутизма. Теперь же обратимся к научным исследованиям данного заболевания учеными из разных стран. Важно знать не только о признаках такого отклонения, но и о том, почему они могут появляться. И несколько весьма интересных и полезных фактов об этом мы приведем ниже.

  1. Британские ученые наблюдали за поведением и жизнедеятельностью детей и взрослых людей с таким расстройством. Параллельно с этим они многие годы потратили на разработку схем индивидуальных занятий для родителей. Они назвали такой подход «супервоспитанием». На самом деле, ничего особенного такое воспитание с приставкой «супер» не подразумевает. Родители просто должны окружить малыша заботой, вниманием, больше с ним разговаривать и заниматься. Схему занятий может разработать детский психолог после нескольких сеансов, проведенных с ребенком-аутистом. Как отмечают британские ученые, такие мероприятия помогают значительно снизить выраженность расстройства, а иногда и вовсе его излечить.
  2. Теория «холодных матерей». Это весьма занимательное исследование, которое провел Лео Каннер – австрийско-американский психиатр. Свою гипотезу о том, что аутизм может быть приобретенным, он представил в 40-х годах прошлого века. Однако в итоге его версия не увенчалась успехом. Исследователь заявлял, что данное психическое расстройство возникает по причине того, что малыши не чувствуют достаточной заботы, не получают необходимого тепла и внимания со стороны своих мам. Через некоторое время Лео Каннер изменил свою точку зрения, но его теория послужила основой для продолжения работы в этом направлении, но уже другим ученым – американцем Бруно Беттельгеймом.

Природа аутизма на сегодняшний день еще изучается. Ученые ведут активную деятельность в этом направлении, чтобы разработать эффективные методы лечения такого психического расстройства у детей и подарить им надежду на полноценную адаптацию к жизни в социуме.

Но и от родителей больного малыша многое зависит. Если они будут внимательны к его поведению и не станут откладывать визит к специалисту при появлении у него первых подозрительных симптомов, вполне возможно, что ситуация решится в пользу маленького пациента. А вот при игнорировании клинических проявлений такого нарушения прогнозы значительно ухудшаются, поскольку по мере взросления ребенка психические расстройства будут выражаться все интенсивнее.

Сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная. Авторы: Крижановская Елизавета Анатольевна, практикующий семейный врач; Мельничук Оксана Олеговна, школьный психолог; Грызлова Ольга Юрьевна, педагог, специальный психолог. Подробнее про авторов сайта

www.sympaty.net

Аутизм у детей, как распознать заболевание у ребенка 2, 3, 4, 5 лет

Аутизм у детей проявляется признаками расстройства личности и нарушением социального контакта. Заподозрить болезнь можно уже в раннем детском возрасте, когда ребенок не реагирует на призывы, у него появляются слуховые и зрительные аномалии, непонятные страхи и т.д. Если данное поведение начало проявляться лишь в подростковом возрасте, то диагноз «аутизм» можно поставить под сомнение.

Интеллектуальное развитие ребенка не зависит от заболевания, малыш может быть глубоко умственно отсталым, либо сверходаренным в отдельных научных и культурных областях.

Причины возникновения

Аутизм – это заболевание психического плана, которое возникает на фоне различных нарушений в головном мозге. Чаще всего аутизм начинает проявляться с трехлетнего возраста. В физическом плане ребенок может быть абсолютно здоров. Беременность женщины тоже может протекать вполне благополучно. Строение мозга ребенка не нарушено.

Но в большинстве случаев все же имеется какой-либо спусковой механизм, влияющий на подобное состояние детей. Это могут быть такие факторы:

  1. Краснуха у женщины в период беременности.
  2. Аномалии хромосом.
  3. Склероз туберкулезного характера.
  4. ДЦП.
  5. Если у женщины нарушен липидный обмен, и она страдает ожирением.

Данные состояния матери могут повлиять на мозговое развитие плода, и в итоге ребенок рождается с диагнозом аутизм. Немаловажную роль играет и наследственный фактор. Если в семье уже были случаи рождения аутистов, то не исключены повторы в этом отношении.

Признаки заболевания

Классические признаки

Эти симптомы характерны практически для всех детей-аутистов:

  1. Проблемы социальной адаптации. Малыш не смотрит в глаза, на то, что ему нужно, он указывает рукой взрослого, отказывается от общения со сверстниками, не идет на контакт.
  2. Однообразное поведение, у ребенка есть свои ритуалы, которые он повторяет из раза в раз.
  3. Нарушено общение с людьми. Ребенок-аутист будет молчать, но не скажет о своей просьбе. В школе может не отвечать на вопросы учителей, даже если будет знать ответ.

Дополнительные признаки

Эти признаки могут присутствовать у отдельных больных, они не являются характерными для всех детей с диагнозом аутизм:

  1. Эхолалия – состояние, когда ребенок бессмысленно повторяет слова за собеседником.
  2. Пониженная чувствительность болевых рецепторов.
  3. Стереотипии – выражаются они в регулярных повторяющихся движениях.
  4. Пониженное чувство самосохранения.
  5. Отсутствие понимания двусмысленных выражений, намеков и подтекста.
  6. Невозможность подстраиваться под ситуацию.
  7. Проблемы с приемом пищи и вкусовых предпочтений.
  8. Агрессивное поведение.
  9. Гиперактивность.
  10. Снижена концентрация внимания.

Внешний вид ребенка с диагнозом аутизм:

  1. Ребенок не смотрит в глаза собеседника.
  2. Часто погружен в себя, не реагирует на происходящее вокруг.
  3. Не любит прикосновений, ласк и т.д.
  4. Эмоции и мимика зачастую отсутствуют.
  5. При этом даже случайный раздражитель может вызвать неадекватную реакцию.
  6. Внешне неопрятен.

Внешние симптомы аутизма у младенцев до 1 года:

  1. На лице малыша практически нет улыбки.
  2. Присутствие мамы и папы не вызывает активности.
  3. Не лепечет и не гулит.
  4. Наличие фиксированного взгляда.

Диагностика аутизма

Чаще всего отклонения в развитии ребенка обнаруживают родители, у которых есть еще дети. Наблюдению подвергаются новорожденные, в семье которых были случаи аутизма. Важно выявить болезнь как можно раньше, только в этом случае удастся скорректировать развитие ребенка и максимально адаптировать его к социуму.

Диагностика аутизма заключается в следующих действиях:

  1. Консультация отоларинголога, так как многие родители пытаются связать задержку развития ребенка с нарушениями слуха.
  2. ЭЭГ необходим, чтобы определить, есть ли эпилепсия у ребенка, так как нередко эта болезнь сопровождается эпилептическими припадками.
  3. Ультразвуковое исследование головного мозга необходимо чтобы выявить патологические участки, которые могут повлиять на развитие ребенка.
  4. Проводятся специальные тесты и раздаются опросники.

Лечение аутизма у детей

Стандартной схемы лечения данного заболевания нет, отсутствуют и медикаменты от аутизма. Скорректировать поведение ребенка можно только психосоциальными методами. В результате повышается качество жизни самого ребенка, а также и его близких родственников.

Что касается медикаментозного лечения, то врачи могут прописать следующие препараты:

  1. Нейролептики.
  2. Транквилизаторы.
  3. Ноотропы.
  4. Витаминные комплексы.

Прописывается определенная безглютеновая диета в зависимости от каждого случая в отдельности. Важно проводить сеансы массажа и физиотерапии, проводить с ребенком лечебную гимнастику.

Обучение ребенка-аутиста

В обычной школе ребенок с подобным диагнозом учиться не сможет, приходиться заниматься этим родителям и приходящим педагогам. В больших городах открывают специальные школы для детей-аутистов.

К наиболее распространенным учебным программам относятся:

  1. «Время, проведенное на полу». Педагог обучает ребенка навыкам общения в непринужденной обстановке, например лежа или сидя на полу.
  2. «Прикладной поведенческий анализ». Педагог совместно с психологом поэтапно прививает малышу простые навыки, вплоть до разговорной речи.
  3. «Больше, чем слова». К этой методике подключаются родители, которых обучают понимать поведение, жесты и мимику ребенка. Ребенка же обучают навыкам общения с посторонними людьми.
  4. Работа с карточками необходима в тяжелых случаях, когда у больного отсутствует речь. При помощи карточек ребенок лучше запоминает предназначение предметов.
  5. «Социальные истории». Педагоги и родители придумывают собственные занимательные рассказы, помогающие ребенку адаптироваться в окружающем их мире.

Каждая методика предполагает индивидуальный подход к ребенку с диагнозом «аутизм». Режим дня особых результатов не дает, так как малыш не может подстраиваться под него.

Что нужно знать родителям

Многие родители стесняются диагноза своего ребенка, но нужно свыкнуться с мыслью, что их чадо особенное, не похожее на других детей. Вот некоторые советы родителям:

  1. Не маскируйте диагноз под другое благозвучное название, не зацикливайтесь на проблемах связанных с болезнью. Свыкнитесь с мыслью об аутизме и делайте все возможное, чтобы было комфортно как ребенку, так и его семье.
  2. Принимайте малыша таким, каков он есть, он такой же, как и все, просто требует к себе чуть больше внимания.

К какому врачу обратиться

Занимаются проблемами аутизма врачи-психиатры и неврологи. Важную роль в коррекции поведения ребенка может сыграть психолог

Аутизм – это врожденное состояние, которое необходимо выявить как можно раньше. Труднее обстоит дело у молодых родителей, которые имеют пока одного ребенка Опытные же мамы и папы смогут сразу заподозрить неладное. Если своевременно обратиться за врачебной помощью, можно вырастить особенного, но социально адаптированного человека.

detmed.info


Смотрите также

Подписка
RSS Feed - Мы и Семья
Обновления в Twitter
Получать на E-mail

Поиск